Вернуться к списку литературы


КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

А. С. Макаренко


1234567891011121314151617

В наше время нет такого стремления обьяснить детям тайну деторождения, но в неккоторых семьях добросовестные родители и теперь страдают над вопросом: как быть с этой тайной и что отвечать детям, если они спрашивают. Надо, впрочем, отметить, что в области этой панической проблемы, такой важной и неотложной, было больше разговоров, чем практических мероприятий. Я знаю только один случай, когда отец усадил своего пятилетнего сына, как енго мать разрешается от бремени. Как и всякий другой случай идиотизма, этот случай заслуживает только внимания психиатров. Гораздо чаще бывало, что честные родители в самом деле приступали к различным "правдивым " процедурам обьяснения. И вот в первые же моменты этой полезной правдивости оказывалось, что положение их почти безвыходное.

Во – первых, выступало наружу пронизительное противоречие между родительским либерализмом и родительским идеализмом. Вдруг, кто его знает откуда, с полной очевидностью выяснялось, что половая проблема, несмотря ни на какие обьяснения, несмотря на их героическую правдивость, желает оставаться все – таки половой проблемой, а не проблемой клюквенного киселя или абрикосового варенья. В силу этого она никак не могла обходиться без такой детализации, которая даже по самой либеральной мерке была невыносимо и требовала засекречивания. Истина в своем стремлении к свету вылезала в таком виде, что и самые смелые родители ощущали нечто, похожее на обморок. И это чаще всего случалось с теми родителями, которые выдвигались из обыкновенных рядов, которые ближе стояли к "идеалам ", которые активно стремились к лучшему и совершенному. В сущности говоря, им хотелось так "обьяснить " половую проблему, что она сделалась как бы уже и не половой, а какой – то другой, более чистой, более высокой.

Во – вторых, выяснилось, что при самом добросовестном старании, при самой научной мимике все – таки родители рассказывали детям то самое, что рассказывали бы им и "ужасные мальчишки и девчонки ", предупредить которых и должно было родительское обьяснение. Выяснилось, что тайна деторождения не имеет двух вариантов.

В конце концов вспоминали, что с самого сотворения мира не было зарегистрировано ни одного случая, когда вступившие в брак молодые люди не имели бы достаточного представления о тайне деторождения и, как известно … все в том же самом единственном варианте, без каких – нибудь заметных отклонений. Тайна деторождения, кажется, единственная область, где не наблюдалось ни споров, ни ересей, ни темных мест.

Александ Волгин живет на четвертом этаже нового дома. Отец Александра, Тимофей Петрович Волгин, работает в НКВД. На рукавах его гимнастерки нашиты две серебрянные звезды и две звездочки на милиновых петлицах. В жизни Александра эти звезды имеют значение. Еще важнее револьвер. В кобуре отец носит браунинг номер второй. Александр хорошо знает, что по сранвению с наганом браунинг более усовершенствованное оружие, но он знает также, что я ящике отцовского стола спрятан любимый револьвер отца, и этот "любимчик " – наган, боевой товарищ, о котором он может рассказать много захватывающих историй из тех времен, когда не было еще чистой, уютной квартиры в новом доме, когда не было и самого Александра, ни Володьки Уварова, ни Кости Нечипоренко. В школе об этом времени рассказывают очень коротко и все по книжкам, и рассказывают учителя, которые сами ничего не видели и ничего не понимают. Вот, если бы они послушали, как двадцать человек чекистов, выезжая из города, по зимней накатанной дороге, наткнулись на целый отряд бандитов, как чекисты залегали за крайними плетнями города, как четыре часа отстреливались сначала из винтовок, а потом из наганов, как по одному патрону отложили для себя, – вот тогда они узнали бы, что такое наган, который сейчас мирно отдыхает в ящике стола. А учительница рассказывает, рассказывает, а если ей показать наган, так она, наверное, закричит и убежит из класса.

Александр Волгин гордится своим отцом и гордится его оружием и его звездочками. Александр знает, что в боевой жизни отца заключаются особые права и законы, которые он, Александ Волгин, должен соблюдать. Другие обстоятельства, а именно: отцовский спокойный и глубокий взгляд, молчаливые умные глаза и уравновешенная мужская сила – все это Александр Волгин как – то пропускал в своей оценке, почти не замечал, как не замечают люди здоровья. Александр был убежден, что он любит отца за его боевую деятельность.

Теперь – мама. Мама не закричит и не убежит, если ей показать наган. В городе Овруче она сама отстреливалась от бандитов, а отец в это время сидел на партийном собрании. Там была и Надя, только Наде тогда был один год, и она в этой истории ни при чем, Теперь Наде семнадцать лет, Александр любит ее, но это другое дело. И мать. Мать, конечно, не боевой деятель, хотя ей и пришлось пострелять в Овруче. Во – первых, она работает в каком – то там Наробразе, во – вторых, нет у нее ни револьвера, ни звездочек, ни звания старшего лейтенанта государственной безопасности, а в – третьих, она оченьт красивая, добрая, нежная, и если бы даже у нее был наган и какое угодно звание, кто его знает, на каком месте все это поместилось бы в представлении Александра. Александр Волгин любит свою мать не за какие – нибудь заслуги, а … любит, и все!

У Александра Волгина эти установки любви выяснились еще с позапрошлого года, т.е. с того времени, когда в его жизни завелись настоящие друзья, не какие – нибудь слюнявые Коти, все достоинство которых заключается в карманных складах и новых костюмчиках, а настоящие товарищи, обладающие жизненным опытом и самостоятельностью мнений. Может быть, они тоже любят своих родителей, но не лезут с ними в глаза, да им и некогда заниматься родителями. Жизнь ежедневно ставит такие вопросы, что не только родителей, а и обедать забудешь, и для разрешения этих вопросов требуется много силы и знаний: возьмем, например, матч между "Динамо " и "Локомотивом ", или дела авиационные, или снос дома на соседней улице, или асфальтирование рядом проходящей трассы, или радио. В школе тоже столько дел и вопросов, столько запутанных отношений, сколько интриг, столько событий, что даже Володька Уваров теряет иногда голову и говорит:

– Очень мне нужно! Скажите, пожалуйста! Да ну их к чертям собачьим! Не хочу связываться!

А ведь Володька Уваров никогда не смеется. Володька Уваров не самом деле похож на англичанина, это все хорошо знают. Он никогда не смеется. Другие тоже пробовали, больше одного дня никто не выдерживал, все равно на второй день зубы выскалит и ржет, как обезьяна. А Володька только изредка поведет губой, так это разве смех? Это для того, чтобы показать презрение. Александр Волгин уважает суровую манеру Володьки, но и не думает подражать ему. Славу Александра Волгина составляют остроумие, увлекательный смех и постоянное вьедливое вяканье. Все ребята знают, что Александру Волгину лучше не попадаться на язык. Весь пятый класс. И учителя знают. Да … и учителя. Что касается учителей, то здесь, конечно, сложнее. Бывает часто, что с учителей и начинаются разные неприятности.

Несколько дней назад учитель русского языка Иван Кириллович обьявил, что он переходит к Пушкину. Володька Уваров еще раньше учителя принес в класс "Евгения Онегина " и демонстрировал несколько стихов. А теперь Иван Кириллович сказал, что класс основательно переходит к Пушкину. Называется "основательно ", а на самом деле самые интересные стихи пропускает. Александр Волгин громко, хотя и вежливо спросил:

– А как это понимать: " … она, пророчествуя взгляду неоцененную награду … "?

У Александра Волгина тонкое лицо и подвижный рот. Он беззастенчиво показал зубы Ивану Кирилловичу и ждал ответа. В классе все засверкали глазами, потому что вопрос был поставлен действительно интересно. Все хорошо знали, что "она " значит ножка, женская ножка, у Пушкина об этом подробно написано, и мальчикам понравилось. Стихи эти показывали девочкам и с большим интересом наблюдали, какое они произвели впечатление. Но с девочками эффект получился, можно сказать, отрицательный. Валя Строгова взглянула на стихи, ничуточку не покраснела и даже засмеялась. А то, что она сказала, даже вспомнить стыдно:

– Ой, желторотые! Они только сегодня увидели!

Другие девочки тоже засмеялись. Александр Волгин смутился и посмотрел на Володьку. На Володькином лице не дрогнул ни мускул. Он сказал сквозь зубы:

– Когда мы увидели – это другой вопрос, а вот ты обьясни.

Это у Володьки получилось шикарно, и можно было ожидать, что финал всего разговора будет победоносный. Действительность оказалась гораздо печальнее.

Валя Строгова внимательно присмотрелась к Володьке. Сколько в этом взгляде было превосходства и пренебрежения! А сказала она так:

– Володя, в этих стихах ничего нет непонятного. А ты еще маленький. Подрастешь – поймешь.

Такие испытания не каждый может перенести спокойно. В них рушится человеческая слава, исчезает влияние, взрывается авторитет, уничтожаются пучки годами добытых связей. И поэтому все с остановившимся дыханием ожидали, что скажет Володька. А Володька ничего не успел сказать, потому что Валя Строгова встряхнула стриженой головой и гордо направилась к выходу. К ее локтям прицепились Нина и Вера. Все они уходили особой недоступной походкой, небрежно посматривали по сторонам и поправляли волосы одной рукой. Володька Уваров молча смотрел им вслед и презрительно кривил полные губы. Все мальчики примолкли, только Костя Нечипоренко произнес:

– Охота вам с ними связываться?

Костя Нечипоренко учился лучше всех и довольствовался этой славой, он мог позволить себе роскошь особого мнения. Все остальные были согласны, что Володька потерпел поражение, и от него требовались немедленные и решительные действия. Медлить было невозможно. Володька на своей парте замкнулся в холодном английском молчании. Александр Волгин зубоскалил по самым пустяшным поводам и на переменках не отдыхал ни секунды. Пристал к худенькому, подслеповатому Мише Гвоздеву, спрашивал:

– Почему у мужин штаны, а у женщин юбки?

Миша понимал, что в такой невинной форме начинается какая – нибудь вредная каверза, и старался молча отойти подальше. У него осторожные, трусливые движения и испуганное выражение лица. Но Александр хватает его за локти и громко, на весь класс повторяет:

– Почему штаны и юбки? Почему?

Миша бессильно двигает локтями, обижается и смотрит вниз.

Володька говорит сквозь зубы:

– Брось его, сейчас плакать будет.

Александр Волгин смеется:

– Нет, пускай скажет!

Миша в слабости склоняется на парту. Он и в самом деле может заплакать. Когда Александр выпускает его руки, он залезает в дальний угол и молчит, отвернувшись к стене.

– Вот чудак! – смеется Александр. – Он уже такое подумал, бесстыдник такой! А это совсем просто:

Чтобы Миша не влюбился,

На мужчине не женился.

Вот теперь Мишга заплакал и капризно вздернул локтем в воздухе, хотя его локоть никому и не нужен. Но Володька Уваров брезгливо морщится, и он прав: никаким зубоскальством нельзя уничтожить неприятного осадка после разговора с девочками. В классе было много людей, которые и раньше с молчаливым неодобрением относились к Володьке Уварову и его другу Александру Волгину. В особенности было тяжело видеть, с каким независимым, холодным пренебрежением входили в класс и распологались на своих местах девочки. Они делали вид, что задней парты не существует, а если и сущуествует, то на ней нет ничего интересного, что они сами все узнают и что в этом знании они выше каких – то там Волгиных и Уваровых. Девочки склоняют друг к другу головы, перешептываются и смеются. И разве можно разобрать, над кем они смеются и почему они так много воображают?

Ситуация требовала срочных действий. Вопрос, обращенный к учителю, должен был восстановить положение. Вот почему Александр Волгин с такой торжественной улыбкой ожидал ответа Ивана Кирилловича. Даже самые отьявленные тихони, зубряки и отличники примолкли: они отдавали должное этой интересной дуэли. Учитель был еще очень молод и едва ли сумеет вывернуться из затруднительного положения.

Иван Кириллович и в самом деле растерялся, покраснел и забормотал:

– Это, собственно говоря, из другой области … ну … вообще … из области … других отношений. Я не понимаю, почему вы задаете этот вопрос?

Александр Волгин употребил героические усилия, чтобы у него вышло удовлетворительное ученическое лицо, и, кажется, оно получилось ничего себе:

– Я задаю потому, что читаешь и ничего не понимаешь: "неоцененную награду ". А какую награду, и не разберешь.

Но учитель вдруг выбрался из трясины и, честное слово, выбрался здорово:

– У нас сейчас идет разговор о другом. Чего мы будем отвлекаться? А я на днях зайду к вам домой и обьясню. И родители ваши послушают.

Александр Волгин побледнел до полного вежливого изнеможения:

– Пожалуйста.

Володька бросил на Александра убийственный взгляд и сказал, не вставая с места:

– Если спрашивают в классе, так чего домой?

Но учитель сделал вид, что ничего не расслышал, и пошел дальше рассказывать о капитанской дочке.

Александр Волиг хотел что – то еще сказать, но Костя Нечипоренко дернул его за рубаху, силой усадил на место и посоветовал добродушно:

– Не хулигань! Вяпаешься!

Честь задней парты была спасена, но какой дорогой ценой!

Об этом сейчас с тревогой вспоминает Александр Волгин. Прошло уже три дня. Дома Александр невнр отзывался на каждый звонок, но учитель все не приходил. Александр теперь особенно аккуратно готовит уроки, в классе помалкивает, а на Володьку старается даже и не смотреть. Если этот Иван Кириллович в самом деле придет ябедничать отцу, трудно даже представить, чем это может кончиться. До сих пор у Александра не было конфликтов с отцом по вопросам школы. Александр учился на "хорошо ", скандалов никаких не было. Дома он старался о шоле мало разговаривать, считая, что это во всех отношениях удобнее. А вот теперь такая история!

По вечерам, укладываясь в постель, Александр раздумывал о случившемся. Все было ясно. За то, что он задает в классе посторонние вопросы, отец ничего не скажет, это пустяк, а вот за эту самую "неоцененную награду ", черт бы ее побрал, попадет. Александр в этом месте быстро перевертывается с одного бока на другой, и перевертывается не потому, что попадет, а потому, что есть что – то еще более страшное. Пусть как угодно попадет, как угодно, совсем не в этом дело. Да и как там попадет? Бить будет, что ли? Бить не будет. Но как говорить с отцом обо всех этих вещах, наградах, ножках, – ужас! Стыдная, тяжелая, невозможная тема!

Володька Уваров спросил:

– Не приходил … Этот?

– Нет.

– А что ты будешь делать, когда он придет?

– А я не знаю.

– Ты скажи, что ты и на самом деле ничего не понял.

– Кому сказать?

– Да отцу, кому же? Не понял, и все! Черт их там поймет!

Александр завертел головой:

– Ну, думаешь, моего отца так легко обмануть? Он, брат, не таких, как мы с тобой, видел.

– А я считаю … Ничего … Можно сказать … Я своему так бы и сказал.

– А он поверил бы?

– Поверил – не поверил! Скажите, пожалуйста! Нам по сколько лет? Тринадцать. Ну так что? Мы и не обязаны ничего понимать. Не понимаем, и все!

– Не понимаем, а почему такое … выбрали … самое такое.

– Ну … выбрали … Пушкин как раз … подскочил …

Володька искренне хотел помочь другу. Но Александр почему – то стеснялся сказать Володьке правду. Правда заключалась в том, что Александр не мог обманывать отца. Почему – то не мог, так же не мог, как не мог говорить с ним о "таких вопросах ".

Гроза пришла, откуда не ждали: Надька! Отец так и начал: Надя мне рассказала …

Это было так ошеломительно, что даже острота самой темы как – то притупилась. Отец говорил, Александр находился в странном состоянии, кровь в его организме переливалась, как хотела и куда хотела, глаза хлопали в бессмысленном беспорядке, а в голове торчком стало неожиданное и непростительное открытие: Надька! Александр был так придавлен этой новостью, что не заметил даже, как его язык залепетал по собственной инициативе:

– Да она ничего не знает …

Он взял себя в руки и остановил язык. Отец смотрел на него серьезно и спокойно, а впрочем, Александр с трудом разибрал, как смотрит отец. Он видел перед собой только отцовский рукав и две серебрянные звездочки на нем. Его глаза безвольно бродили по шитью звездочек, останавливались на поворотах шитья, цеплялись за узелки. В уши проникали слова отца и что – то проделывали с его головой, во всяком случае, там начинался какой – то порядок. Перед ним стали кружиться ясные, разборчивые и почему – то приемлимые мысли, от них исходило что – то теплое, как и отцовского рукава. Александр разобрал, что это мысли отца и что в этих мыслях спасение. Надька вдруг провалилась в сознании. Защемило в гортани, стыдливые волны крови перестали бросаться куда попало, а тепло и дружески согрели щеки, согрели душу. Александр поднял глаза и увидел лицо отца. У отца напряженный мукулистый рот, он смотрел на Александра настойчивым, знающим взглядом.

Александр поднялся со стула и снова сел, но уже не мог оторваться от отцовского лица и не мог остановить слез, – черт с ними, со слезами. Он простонал:

– Папочка! Я теперь понял! Я буду, как ты сказал. И всю жизнь, как ты сказал! Вот увидишь!

– Успокойся, – тихо сказал отец, – сядь. Помни, что сказал: всю жизнь. Имей в виду, я тебе верю, проверять не буду. И верю, что ты мужчина, а не … пустая балаболка.

Отец быстро поднялся со стула, и перед глазами Александра прошли два – три движения его ладного пояса и расстегнутая пустая кобура. Отец ушел. Александр положил голову на руки и замер в полуобморочном, счастливом отдыхе.

– Ну?

– Ну, и сказал.

– А ты что?

– А я? А я ничего …

– А ты, наверное, заплакал и сейчас же: папочка, папочка?

– Причем здесь "заплакал "?

– А что, не заплакал?

– Нет.

Володька смотрел на Александра с ленивым уверенным укором.

– Ты думаешь, отец, так он всегда говорит правильно? По – ихнему, так мы всегда виноваты. А о себе, так они ничего не говорят, а только о нас. Мой тоже, как заведет: ты должен знать, ты должен понимать …

Александр слушал Володьку с тяжелым чувством. Он не мог предать отца, а Володька требовал предательства. Но и за Володькой стояла какая – то несомненная честь, изменить которой тоже было невозможно. Нужен был компромисс, и Александр не мог найти дял него приличной формы. Кое в чем должен уступить Володька. И почему ему не уступить? И так зарвались.

– А по – твоему, мой отец все говорил неправильно?

– Неправильно.

– А может быть, и правильно?

– Что ж там правильного?

– Другой, так он иначе бы сказал. Он сказал бы: как ты смеешь! Стыдись, как тебе не стыдно! И все такое.

– Ну?

– Он же так не говорил?

– Ну?

– Тебе хорошо нукать, а если бы ты сам послушал.

– Ну, хорошо, послушал бы … Ну, все равно, говори. Только ты думаешь, что всегда так говорят: "как тебе не стыдно " да "как тебе не стыдно "? Они, брат, тоже умеют прикидываться.

– А чего прикидываться? Он разве прикидывался?

– Ну, конечно, а ты и обрадовался: секреты, секреты, у всех секреты!

– И не так совсем.

– А как?

– Совсем иначе.

– Ну, как?

– Он говорит, ты понимаешь: в жизни есть такое, тайное и секретное. И говорит: все люди знают, и мужчины, и женщины, и ничего в этом нет поганого, а только секретное. Люди знают. Мало ли чего? Знают, значит, а в глаза с этим не лезут. Это, говорит, культура. А вы, говорит, молокососы, узнали, а у вас язык, как у коровы хвост. И еще сказал … такое …

– Ну?

– Он сказал: язык человеку нужен для дела, а вы языком мух отгоняете.

– Так и сказал?

– Так и сказал.

– Это он умно сказал.

– А ты думаешь …

– А только это просто слово такое. А почему Пушкин написал?

– О! Он и про Пушкина говорил. Только я забыл, как он так говорил?

– Совсем забыл?

– Нет, не совсем, а только … тогда было понятно, а вот слова какие … видишь …

– Ну?

– Он говорит: Пушкин великий поэт.

– Подумаешь, новость!

– Да нет … постой, не в том дело, что великий, а в том, что нужно понимать …

– Что же там непонятного?

– Ну да, только не в том дело. Он так и говорит … ага, вспомнил: совершенно верно, совершенно верно, так и сказал: совершенно верно! – Да брось ты, "совершенно верно "! – А он так сказал: совершенно верно, в этих словах сказано об этом самом … вот об этом же … ну, понимаешь …

– Ну, понимаю, а дальше?

– А дальше так: Пушкин сказал стихами … и такими, прямо замечательными стихами, и потом … это … … еще одно такое слово, ага: нежными стихами! Нежными стихами. И говорит: это и есть красота!

– Красота?!

– Да, а вы, говорит, ничего не понимаете в красоте, а все хотите переделать на другое.

– И ничего подобного! А кто хотел переделать?

– Ну, так он так говорит: вам хочется переделать … на разговор, нет, на язывк пьяного хулигана. Вам, говорит, не нужно Пушкина, а вам нужно надписи на заборах …

Володька стоял прямо, слушал внимательно и начинал кривить губу. Но глаза опустил, как будто в раздумье.

– И все?

– И все. Он еще про тебя говорил.

– Про меня?

– Угу.

– Интересно.

– Сказать?

– А ты думаешь, для меня важно, как он говорил?

– Для тебя, конечно, не важно.

– Это ты уши распустил.

– Ничего я не распускал.

– Он тебя здорово обставил. А как он про меня сказал?

– Он сказал: твой Володька корчит из себя англичанина, а на самом деле он дикарь.

– Это я?

– Угу.

– И сказать "корчит "?

– Угу.

– И дикарь?

– Угу. Он так сказал: дикарь.

– Здорово. А ты что?

– Я?

– А ты и рад, конечно?

– Ничего я не рад.

– Я, значит, дикарь, а ты будешь, скажите, пожалуйста, культурный человек!

– Он еще сказал: передай своему Володьке, что в социалистическом государстве таких дикарей все равно не будет.


« Предыдущая Следующая »