…я знаю, кого почти все ребята больше всего любят. Не самого красивого, не самого веселого, не самого спокойного, а того, кто справедлив, отзывчив и тактичен.
Януш Корчак
Физиология и здоровье ребёнка 4—х — 6—ти лет
Особенности опорно—двигательного аппарата. Для процесса формирования кости необходимо, чтобы пища содержала соли кальция, фосфора, витамины А, С и Д. К нарушениям осанки предрасполагают перенесённые заболевания, нерациональная мебель, мягкая постель и т. д.
Сюжеты игр для прогулок подбираются такие, чтобы дети пользовались возможно большей площадью участка (например, игры в путешествия). Движения детей в естественных условиях должны быть достаточно разнообразными: зимой детям следует кататься на санках, ходить по ровной поверхности на лыжах, а в теплое время года ездить на велосипеде, пользоваться скакалкой и мячом.
Некоторые из перечисленных движений надо строго дозировать. Ходьба на лыжах, например, не должна превышать 15—20 мин. Отдыхать (2—3 мин) дети могут стоя на лыжах. В хороший летний день дети 4—5 лет могут совершать прогулки на расстояние 2—3 км, при условии короткого отдыха через 20 минут пути и привала в сухом тенистом месте длительностью до получаса в середине экскурсии.
Длительное сохранение одной позы может вызывать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением статической позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз. Воспитатель следит, чтобы в играх позы детей были свободными, естественными, регулирует смену спокойных игр подвижными. Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важны правильно дозированные упражнения (каждое повторяется 4— 6 раз), укрепляющие мышцы спины, шеи, рук, ног.
Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышечных групп. Так, при выполнении трудовых поручений, например уборке сухих листьев, вес груза на носилках не должен превышать 2,5 кг. Для рисунков карандашом ребенку не дают больших листов бумаги, так как его утомляет необходимость зарисовывать большую поверхность. Для изображения отдельных предметов в средней группе рекомендуется использовать бумагу размером в половину писчего листа, для сюжетных рисунков — 28x20 см.
Вместе с тем следует по возможности развивать мускулатуру предплечья и кисти: на физкультурных занятиях чаще использовать упражнения с малыми мячами, флажками, кубиками; в быту учить детей пользоваться вилкой, застегивать мелкие пуговицы (но их не должно быть слишком много); в играх — пользоваться мелкими кубиками, простейшим конструктором.