Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно.
Януш Корчак
Осень. В средней группе воспитатель проводит вместе с детьми ежедневные наблюдения за погодой. Осенью на прогулке он обращает внимание детей на то, что стало уже не так тепло, часто идут дожди; на небе тучи, люди надевают теплую одежду. Вспоминает, какая погода была летом: стояла жара, ярко светило солнце. Постепенно на основе накопленных знаний о признаках осени дети усваивают и взаимосвязь одних явлений с другими, например, что осенью после дождей на земле много луж, земля мокрая, на нее нельзя садиться, надо надевать калоши; на прогулку можно ходить уже не каждый день.
Дети сами делают вертушки и играют с ними в ветреный день. Воспитатель обращает их внимание на то, что вертушка вертится быстрее, если бежать по ветру, а не против него.
В основном знания о неживой природе дети средней группы получают на прогулке или на экскурсии, через наблюдения или игры. Для закрепления полученных знаний воспитатель организует рассматривание картин об осени, читает стихи.
Следует обращать внимание детей на состояние растений в данное время года. В начале осени они наблюдают расцвечивание листьев 2—3 знакомых им деревьев и выполняют задания собрать желтые и красные листья клена, зеленые листья тополя, желтые — березы (для украшения группы и дидактических игр). Дети с помощью педагога сравнивают листья по величине, форме, окраске. Со всей группой или несколькими ребятами он проводит дидактические игры на распознавание деревьев «От какого дерева лист», «Найди свой домик», «Отгадай по описанию лист, дерево» (дети этого возраста должны знать, что у дерева есть ствол, ветки, а на ветках—листья).
Во время листопада надо обратить внимание детей на то, что листьев на деревьях стало мало, что сухие листья падают на землю; во время наблюдения за опаданием листьев познакомить с понятием «листопад». На участке ребята сгребают опавшие листья, свозят в ямы (чтобы не было вредителей).
Дети должны знать названия нескольких растений цветника, цветущих весной или летом, а также частей, из которых они состоят (стебель, лист, бутон, цветок).
Осенью можно провести занятие с целью уточнения имеющихся у детей знаний о цветущих растениях и ознакомления с новыми. В процессе занятия педагогу следует обратить внимание детей на то, что в цветнике много красивых цветов: ноготков, георгинов, гладиолусов, флоксов, астр, золотых шаров; научить различать основные характерные признаки растений (форма и окраска листьев и основные цвета и их оттенки) и сравнивать растения. Затем можно вспомнить, кто и как ухаживал за цветами, полюбоваться ими и провести игру, например «Отгадай, что задумали» (дети должны описать цветущие растения) или «Составь букет» (кто красивее и лучше составит букет для младших групп).
Задания в дидактических играх для детей данного возраста могут быть самыми разнообразными: найти в букете цветок, изображенный на картинке; показать душистый цветок в букете и найти его на картинке; отобрать цветы, которые растут в саду и в поле; найти на картинках цветы, которые растут в цветнике, и назвать их; или воспитатель читает стихотворение о цветке, а ребенок находит этот цветок в букете и на картинке.
Уже в начале года воспитатель систематически привлекает детей к труду в уголке природы, формирует сознательное отношение к выращиванию растений и уходу за животными, воспитывает чувство ответственности.
Опираясь на имеющийся у детей опыт, педагог добивается активности и самостоятельности в выполнении ежедневных трудовых поручений, готовит их к дежурствам. Например, утром он осматривает с детьми комнатные растения, выясняет, какого ухода они требуют (поливки, рыхления, удаления сухих листьев).
Вначале педагог привлекает к работе 2—3 детей по желанию, а затем всех поочередно. При этом следует учитывать особенности детей; например, тем, у кого внимание неустойчивое, надо давать несложные поручения (нарезать овощи для кроликов, заготовить воду для поливки, посмотреть, съеден ли животными корм). Дети собранные, умеющие доводить начатое дело до конца, получают более сложные задания (насыпать ложечкой корм рыбкам, полить растения и др.).
Иногда ребенку выделяют какое—нибудь растение для постоянного ухода. Выполнение подобных индивидуальных заданий повышает самостоятельность детей, активизирует использование имеющихся знаний и умений.
Наряду с расширением знаний детей об отдельных растениях (их названиях, характерных особенностях и т. д.) необходимо постепенно подводить их к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенный состав почвы, свет, тепло, влага и т. п.). Воспитатель должен помочь ребенку понять значение каждого процесса труда, каждого приема ухода, формировать умение видеть и чувствовать их своевременность и необходимость (удаление сухих листьев, рыхление почвы и т. д.).
На пятом году жизни ребенок различает комнатные растения по величине листьев, окраске, знает названия некоторых из них (бегония, герань, лимон). Поливают растения дети под контролем воспитателя, который продолжает обучать их технике полива, т. е. тому, как держать лейку (так, чтобы носик касался края горшка), как передвигать ее (лить воду надо постепенно, чтобы она пропитала всю землю; как только вода дойдет до поддона, полив прекращают).
В процессе этой работы педагог задает вопросы: «Какому растению надо больше воды: маленькому или большому? Куда надо больше лить воды: в маленький или большой горшок?»
Решая в процессе выполнения трудовых поручений эти и другие умственные и практические задачи, дети делают вывод, что чем больше растение, тем больше нужно влаги. Ребенок должен научиться определять состояние почвы на ощупь, знать, что сухая почва — твердая, рассыпчатая, светлая; мокрая — вязкая, темная. Постепенно надо подводить детей к установлению зависимости состояния растения от наличия или отсутствия влаги в почве.
Накапливая соответствующий опыт, дети сами пытаются установить необходимость поливки, ориентируясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей). Зная, что растения надо обмывать, они могут внимательно осмотреть их; проведя пальцем по поверхности листа, выяснить, есть ли пыль. Растения с мелкими листьями обрызгивают из пульверизатора. В данной группе можно провести занятие по обмыванию листьев растений.
При обучении детей рыхлению воспитателю необходимо сообщить им некоторые сведения, например, что уплотненная почва плохо пропускает воду к корням растения и оно хуже растет; показать рациональный способ обследования земли (нажимание на нее кончиками пальцев); обратить внимание на то, что неразрыхленную землю трудно взять в руки. Рыхление требует сосредоточенности, координированное™ и размеренности движений, что трудно дается многим детям, особенно легковозбудимым, подвижным. Однако если их систематически привлекают к этой работе, они овладевают умением контролировать свои движения.