Вернуться к списку литературы


Воспитание детей в средней группе детского сада

Анциферова А.А., Владимирова Т.А.,

Гербова В.В. и др.; Сост. Г.М. Лямина.


1234567891011121314

Зима. На ежедневных прогулках воспитатель обращает внимание ребят на погоду зимой, характеризуя ее основным признаком: «солнечная», «снег тает», «холодный ветер». Постепенно и дети начинают употреблять соответствующие определения. Выходя на прогулку, воспитатель говорит: «Сильный мороз. Солнце светит ярко, а греет мало. Ветра нет. Какая хорошая погода!» И тут же может использовать пословицы: «Невелик мороз —да краснеет нос», «Береги нос в большой мороз».

Предложив детям постоять тихо, педагог прохаживается по снегу: «Снег скрипит под ногами, когда мы ходим. Когда мороз, снег скрипит. В мороз снег сухой». Подкрепляя свои слова, воспитатель берет снег, сжимает его, но снег рассыпается, снежка не получилось. Он объясняет: «Сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него ничего нельзя слепить».

Знакомясь со свойствами снега, дети устанавливают простейшие причинные связи: в теплую погоду снег липкий, в морозную — рассыпается. Позже им предлагают объяснить, что, в какую погоду и почему можно делать на прогулке (например: «Сегодня можно лепить, стало теплее —снег липкий»).

Усвоение детьми новых знаний должно основываться на непосредственном их общении с природой и быть связано с интересной, занимательной деятельностью. Так, лепка из снега в данном возрасте носит более разнообразный и самостоятельный характер, чем в младшей группе. Иногда она бывает коллективной.

Знания детей о свойствах снега и льда углубляются и в процессе создания различных сооружений (горки, валов для ходьбы, ледяных дорожек для скольжения, целей для метания снежков), а также в процессе украшения участка (формовки снега для получения слепков различной формы; приготовления цветных льдинок, которыми украшают снежные клумбы, постройки, елку). В процессе выполнения снежных построек детей учат скатывать снежные комья, вырезать лопатой из слежавшегося снега кирпичи, планировать по шнуру, прихлопывать снег.

Играя в «следы», ребята знакомятся с пластичностью снега, упражняются в чтении следов на снегу, пытаются различать и сравнивать следы воспитателя и свои, а также птиц, кошки, собаки; по следам находят спрятавшихся (игра в «прятки»); угадывают, где ходили «охотники», а где «звери» (игра «Охотники»).

Воспитатель закрепляет знания детей о том, какова зависимость состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и печатать на снегу (составлять узоры, картины); отгадывать, что напечатано, нарисовано; составлять рассказы; связывает печатание на снегу с какой—либо сказкой.

Наблюдение снегопада можно соотнести с тем, что дети видели ранее, при иной погоде («Сегодня снег падает хлопьями, а вчера — иголочками»). При этом следует помочь им понять, почему снег бывает разный; обратить их внимание на красоту падающего снега. Дети замечают, что во время ветра снег кружится, а в безветренную теплую погоду медленно опускается на землю.

Чтобы дети могли точнее определить явления погоды, наблюдения и беседу с ними лучше проводить в конце прогулки. Воспитатель постепенно приучает их отвечать на вопросы, холодно ли, есть ли ветер и др.; наблюдает с детьми, как ветер раскачивает деревья, гонит дым из труб в одну сторону; отмечает, что от ветра становится холоднее; предлагает поискать на небе солнце; сказать, какого цвета небо и есть ли тучи; напоминает, что солнце зимой светит мало.

В зимнее время дети видят деревья и кустарники под снежным покровом, наблюдают, как в ветреную погоду ветви гнутся и с них осыпается снег. Деревья с ветками без листьев хорошо выделяются на фоне неба и белого снега. Следует обратить внимание детей на то, что у дерева ствол прямой, внизу толстый, наверху тонкий; ветки около ствола толстые, а на концах тонкие; на ветках ели и сосны зеленые иголки.

Воспитатель учит детей различать по внешнему виду контрастные деревья, например березу, ель, липу, тополь. Он любуется с детьми красотой деревьев в зимнем уборе, напоминает, что деревья надо беречь и зимой — не затаптывать, не обламывать веток, потому что весной на них снова появятся зеленые листочки.

Многие дети считают, что почки появляются на деревьях весной. Это не удивительно, потому что они не могут себе еще представить, что почки закладываются летом и остаются на деревьях в течение всей осени и зимы. В феврале можно поставить в уголке природы в воду ветки березы и тополя. Воспитатель обращает внимание детей на их характерные признаки (окраску веток, величину, форму и запах почек). Дети рассматривают почки. У тополя они длинные, большие, острые, у березы — маленькие. Педагог предлагает потрогать почку тополя пальцем (клейкая), понюхать (душистая). Показывает, как расположены почки на ветках — сидят друг за другом. Приобретенные детьми знания закрепляют в дидактических играх «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?», «Найди такую же», «Узнай по описанию». Воспитатель называет ветку, дети находят ее, один ребенок описывает ветку, перечисляя характерные признаки, другие определяют, от какого она дерева. При этом могут быть использованы загадки, стихи.

Дети с интересом следят за появлением листочков («А почки когда разойдутся? Завтра придем, листочки уже будут? А на улице скоро вырастут зеленые листья?»). Воспитатель подводит их к выводу: «Зимой деревья отдыхают — не растут и не цветут, но они живые». Когда на ветках появляются листья, воспитатель спрашивает детей: «Что вы видите на ветках? Какие листья? Откуда появились листья?» и т. д.

Значительно разнообразней, чем в младших группах, и наблюдения за сезонной жизнью птиц. Уточняются представления детей о зимующих птицах, их повадках, питании. Ребята наблюдают, какие птицы прилетают постоянно на участок, а какие редко; какой корм они больше любят, сколько съедают; как ведут себя разные птицы. Воспитатель знакомит их с синицей, снегирем, свиристелью, дети сравнивают этих птиц с теми, которых они знали раньше (воробьем, вороной, голубем, сорокой, галкой и др.), рассказывают о характерных признаках и выделяют общие (летают, машут крыльями, клюют пищу клювом).

Зимой во время прогулок с целью ознакомления с зимней природой можно пронаблюдать труд по уборке парка, устройству горок, а также посетить водоем. Появление снежного покрова там, где раньше росли трава и цветы, льда на водоеме вместо воды поможет подвести детей к пониманию последовательности явлений в природе, смены времен года.

Целевую прогулку в парк хорошо предпринять в начале зимы, как только выпадет снег. Цель ее — уточнить и пополнить сохранившиеся в памяти детей представления о признаках зимы, полученные в младшей группе; посмотреть, каким парк стал зимой; заметить, что там красиво, чтобы потом нарисовать; воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Программное содержание. Теперь зима. Зимой идет снег. Он покрывает землю, крыши домов. На лужах лед. Деревья стоят без листьев. Только на ели зеленые иголки.

Ход прогулки. При входе в парк следует остановиться, чтобы показать детям его изменившийся вид: выпал снег, стало красиво и нарядно. Воспитатель предлагает посмотреть и сказать, где лежит снег: на земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьев; белый снег покрыл траву, листья, клумбы, кусты. Следует предостеречь детей, чтобы они и зимой не затаптывали клумбы, не ломали кустарники.

Воспитатель рассматривает с ребятами, какой снег белый, пушистый, как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и одежду детей. Можно предложить участникам экскурсии проверить, слышно ли, как падает снег; понаблюдать, как он тает на рукавах, варежках. Если день солнечный, надо полюбоваться, как блестит снег на солнце.

«А что случилось с лужами, дети? — спрашивает воспитатель и уточняет: — Лужи замерзли, покрылись тонким льдом». Дети по предложению педагога могут попробовать раздавить лед на небольших лужицах ногами, чтобы почувствовать, что он тонкий и ломается под ногами; послушать, как он хрустит.

Рассмотрев снег, воспитатель подходит с детьми к деревьям: «Посмотрите, дети, какие теперь деревья. А какие были раньше? А где же наша береза? Кто ее увидел? А кто увидел еще березу?» В игровой форме он упражняет детей в различении березы по ее белому стволу, тонким ветвям; потом подчеркивает, что веточки у березы остались совсем без листьев.

Если в парке есть ель или сосна, надо показать их детям. Для этого воспитатель идет с детьми в ту часть парка, где растет ель, но дает им возможность самим заметить и назвать ее, затем, подойдя ближе, они рассматривают ветки ели с зелеными иголками. Перед уходом надо пройтись еще раз по дорожкам парка, чтобы закрепить полученные впечатления о первом снеге.

Второе посещение парка следует организовать, когда уляжется прочный снеговой покров (в январе). Желательно это сделать в солнечный морозный день, чтобы показать детям красоту русской зимы.

Во время повседневных прогулок воспитатель закрепляет представления детей о характерных признаках зимы (холодно, много снега на земле, на деревьях; снег холодный, белый, блестит на солнце, скрипит под ногами), о том, что зимой деревья без листьев, только у ели зеленые иголки; воспитывает любовь к родной природе, умение замечать и чувствовать ее красоту.


« Предыдущая Следующая »