Несправедливость раздражает.
Януш Корчак
Весна.
В задачи педагога входит обратить внимание детей на те явления весенней природы, которые развиваются неизменно (удлинение дня, увеличение света и тепла), и на те, которые они не наблюдали зимой (дождь).
Если наблюдения за состоянием погоды проводить систематически, то дети сами начинают замечать ее изменения и рассказывать о том, что видят («Снег тает, почернел; я проходила мимо парка, где на коньках катались, уже вода, ноги проваливаются»), устанавливают причинные зависимости («Солнышко пригревает, поэтому и снег тает, и ручьи текут»).
На прогулке воспитателю следует понаблюдать вместе с детьми, где быстрей тает снег — в тени или на солнце.
Весной ребята пускают в лужах кораблики, наблюдая за ними, узнают, что предметы плывут по течению и при ветре движутся
быстрее.
Можно вызвать у детей интерес и к наблюдению за солнечным лучом. Они смотрят, как солнечный луч отражается на стене, стеклах, слушают рассказ воспитателя о солнце как источнике света, необходимом для существования всего живого на земле.
Большой интерес для детей представляет игра—пособие «Какая сегодня погода». Возвращаясь с прогулки, дети переводят стрелку так, чтобы она указывала картинку, соответствующую данной погоде.
Таким образом, знания о неживой природе дошкольники получают в основном путем чувственного восприятия в процессе ежедневных прогулок, наблюдений и игр.
Весной продолжаются наблюдения на участке за деревьями и кустарниками: за набуханием почек, появлением сережек на березе и тополе и затем молодых листочков. Воспитатель объясняет, что почки нежные и трогать их нельзя. Дети замечают, на каких деревьях и кустарниках раньше и быстрей появляются молодые листочки, какого они цвета.
На экскурсии в сквер, парк воспитатель привлекает внимание детей к работе садовников по обрезке веток деревьев и кустарников, объясняет, зачем это делается.
На прогулках воспитатель привлекает внимание детей к появлению насекомых; жуков (божьих коровок и майских), бабочек, стрекоз. Дает задания поймать жука, бабочку, кузнечика, рассмотреть их и показать всем участникам прогулки.
Ранней весной надо продолжать подкармливать птиц, которым еще негде найти корм. Перед возвращением перелетных птиц педагог в присутствии детей вывешивает скворечник, привлекает ребят к ежедневным наблюдениям за его обитателями, а также за другими птицами. Дети смотрят, как гнездятся и выводят птенцов воробьи, как грачи важно расхаживают по обнаженной от снега земле, как они восстанавливают старые гнезда.
Можно провести целевую прогулку к месту гнездования ворон, галок, к грачевнику. Воспитатель рассказывает, что грачи—большие черные птицы. Они устраивают гнезда на высоких деревьях. В грачевнике много птиц, поэтому оттуда слышен громкий крик. Позже можно понаблюдать, как грачи кормят птенцов. Во время наблюдений надо подвести детей к выводу о пользе птиц.
Педагог должен объяснить детям, что весной комнатные растения и животные уголка природы нуждаются в особенно тщательном уходе (у растений появляются новые побеги, листья, цветы, т. е. они усиленно растут, их надо больше поливать, удалять сухие стебли, листья и т. д.).
В это время года в группу вносят луковичные растения (амариллис, кринум и др.) —.воспитатель объясняет, что поливать их следует так, чтобы не залить луковицу, тогда они будут хорошо расти и зацветут. Он обращает внимание детей на то, что на солнечном окне зелень овса ярче и гуще, значит, растения тянутся к свету и их надо время от времени поворачивать.