Вернуться к списку литературы


Воспитание детей в средней группе детского сада

Анциферова А.А., Владимирова Т.А.,

Гербова В.В. и др.; Сост. Г.М. Лямина.


1234567891011121314

Лето. Дошкольники продолжают наблюдать за характерными явлениями погоды: жарко, солнце светит ярко и греет; небо чистое; бывает гроза; ветер слабый. Педагог учит их видеть красоту летнего дня.

На целевой прогулке на луг воспитатель знакомит детей с летними цветами: ромашкой, лютиком, льнянкой, лесной геранью и т. д.

Дети наблюдают за птицами, живущими на участке: как они себя ведут, чем заняты. Педагог обращает их внимание на то, что скворечники опустели, —скворцы кормятся в лесу, полях, уничтожая вредных насекомых. В конце лета он может показать детям, как над полем летают грачи и скворцы —собираются в стаи, готовясь к отлету.

Летом целесообразно организовать еще одну экскурсию в сквер, парк, чтобы дать детям возможность понаблюдать, каким стал цветник после того, как они видели его весной; полюбоваться красивыми цветами; сравнить их по окраске с теми, которые растут на участке детского сада; познакомить с названиями 2—3 новых растений (бархатцы, цинния, львиный зев).

В этом возрасте дошкольники осваивают понятия «фрукты», «ягоды». Они должны знать 2—3 вида фруктовых деревьев и кустарников, встречающихся в данной местности: яблоню, грушу, вишню, малину (она колючая), смородину (хорошо пахнут листья); уметь различать ствол, стебель, ветки, листья, цветы; сравнивать деревья и кустарники по форме и окраске листьев.

В средней группе повседневно осуществляются наблюдения за созреванием плодов и ягод. Летом целесообразно организовать целевую прогулку во фруктовый сад: дать детям возможность полюбоваться спелыми плодами яблок, груш, попробовать их на вкус, рассказать о них в форме описания или загадки. Педагогу следует обратить внимание детей на то, что плодов на ветках много и поэтому под ветки поставлены подпорки. Можно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек» со следующим заданием: найти в мешочке не глядя то, о чем расскажет воспитатель, т. е. дети должны воссоздать образ предмета на основе признаков (форма, величина), называемых взрослым и воспринимаемых ребенком на ощупь.

Ребенок 4—5 лет умеет различать по внешнему виду и вкусу такие ягоды, как земляника, малина, смородина, крыжовник. В средней группе дети знакомятся с тем, какие блюда готовят из фруктов и ягод; узнают, что, кроме садовой земляники, есть лесная, и сравнивают их по внешнему виду и вкусу; принимают посильное участие в уходе за земляникой, сборе урожая. Одной группе детей можно дать задание собрать ягоды с кустов, растущих на солнечном месте, другой — с кустов, растущих в тени, и сравнить ягоды по вкусу и запаху.

Важно, чтобы ребенок не просто увлекался перспективой вырастить красивые цветы, вкусные овощи, но и осознавал необходимость систематического ухода за растениями. Воспитателю следует подвести детей к пониманию того, что их деятельность на участке связана с погодой, состоянием растений. Так, они должны усвоить, что летом жарко, земля высыхает, поэтому ее надо поливать каждый день: в сухую погоду нужно рыхлить палочками землю, чтобы лучше проходила вода: почву между рядами рыхлят поглубже, а возле растений — только разбивают корочку земли, чтобы не повредить их, и т. д. Вначале детям поручают рыхлить землю вокруг крупных растений, находящихся далеко друг от друга (лука, бобов, настурций), и пропалывать наиболее выделяющиеся сорняки (обучение прополке следует проводить на грядках с хорошо знакомыми детям растениями: луком, бобами и т. д.).


« Предыдущая Следующая »