Вернуться к списку литературы


Воспитание детей в средней группе детского сада

Анциферова А.А., Владимирова Т.А.,

Гербова В.В. и др.; Сост. Г.М. Лямина.


1234567891011121314

ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ

В средней группе с детьми проводят 10 занятий в неделю, продолжительность каждого 15—20 мин. Удельный вес этого времени, казалось бы, невелик, но ответственность воспитателя в подготовке и проведении занятий чрезвычайно велика.

Ходьба с перешагиванием через предметы (шнуры, кубики, бруски, обручи и т. д.) развивает глазомер, обязывает детей поднимать ноги, т. е. приучает их не шаркать. Предметы для перешагивания следует раскладывать в соответствии с длиной шага ребенка данного возраста (на 35—40 см).

Воспитателю не следует сразу добиваться от всех детей четкого выполнения упражнения, — необходимо подводить их к этому постепенно, путем многократных повторений.

Чтобы научить детей в беге сильно отталкиваться, поднимать повыше бедро, используют бруски, кубики и другие предметы высотой от 6,0 до 10,0 см. При выполнении вышеописанных упражнений развиваются глазомер, равномерность бега, его легкость и полетность.

Бег с перешагиванием (перепрыгиванием) через предметы. Длина шага в беге больше, чем при ходьбе, в среднем на 20,0 см в равной мере у мальчиков и девочек. Предметы (шнуры, косички, палки, бруски и т. д.) раскладывают в соответствии с длиной шага ребенка в беге, т. е. на расстоянии 70—80 см (обычно 3—4 препятствия).

Если у ребенка хорошая координация движений, то перепрыгивание, как правило, выполняется переменным шагом в правильном ритме и темпе. Если же она несовершенна, то дети делают приставные шаги, останавливаются во время выполнения упражнения.

Прыжковые упражнения

Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.

Для детей средней группы программа предлагает наиболее простые прыжковые упражнения: подпрыгивание, спрыгивание, прыжки в длину с места (на небольшое расстояние).

На пятом году жизни ребенок владеет умением подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. Подпрыгивание на двух ногах чередуют с ходьбой, чтобы период максимального напряжения сменялся периодом относительного отдыха. Так как прыжки дают большую физическую нагрузку, то расстояние, на которое дети продвигаются при подпрыгивании, не должно превышать 2—3 м. Основная цель упражнения — учить энергичному отталкиванию от пола одновременно двумя ногами и мягкому приземлению.

При спрыгивании с невысоких предметов (15—20 см) детей продолжают обучать мягкому приземлению на полусогнутые ноги и сохранению устойчивого равновесия. Ребенку объясняют, что, перед тем как выполнить спрыгивание, надо согнуть колени и спрыгнуть вниз чуть вперед. Необходимо следить, чтобы при спрыгивании дети не приседали глубоко.

Прыжки в. длину с места — одно из самых трудных для детей пятого года жизни упражнений. Воспитателю следует знать, в чем заключается техника выполнения этого вида движений. Нужно стать прямо, ступни параллельно (на ширине одной ступни); согнуть ноги (до полуприседа), отвести руки назад, затем с резким движением рук вниз—вперед оттолкнуться двумя ногами, приземлиться на полусогнутые ноги, руки вперед и выпрямиться.

В средней группе дети овладевают общей структурой прыжка в длину с места. У них уже довольно хорошо выражено отталкивание двумя ногами, появляется взмах рук. Однако полной согласованности в замахе и выносе рук вперед еще нет. Ее и не следует добиваться.

Наиболее типичны при выполнении прыжка в длину с места следующие ошибки: плотная постановка стоп в исходном положении, слишком глубокое приседание и отведение рук далеко назад—вверх, прыжок на совершенно прямые ноги (лишь некоторые дети приземляются на полусогнутые ноги). Таким образом, знакомя детей с техникой выполнения прыжка в длину с места, воспитателю следует добиваться от них в основном правильного исходного положения, сильного отталкивания и мягкого приземления.

Средние данные, отражающие уровень подготовленности детей этого возраста в прыжках в длину с места, по данным автора, таковы: мальчики в 4 года прыгают в среднем на расстояние 63,6 см, девочки — на 58,5 см. К пяти годам показатели увеличиваются в среднем у мальчиков на 16 см, у девочек на 19 см, т. е. они соответственно равны 79,6 и 77,5 см.


« Предыдущая