Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принедлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Органы дыхания. Потребность организма ребенка в кислороде возрастает в возрасте от 3 до 5 лет на 40%. Обеспечивается она тем, в частности, что происходит перестройка функции внешнего дыхания.
Преобладающий у детей 2—3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизненная емкость легких(в среднем до 900—1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.
Вместе с тем строение легочной ткани не завершается даже и к 7 годам. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся в возрасте 4—5 лет подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения (у детей 4—7 лет их 23—26 в минуту, в то время как у взрослого — 16—18) в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня преимущественно в помещении, снижается работоспособность, появляются раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это результаты кислородного голодания.
Вследствие недостаточного развития дыхательных путей и легочной вентиляции микробы, попадающие из воздуха в легкие ребенка, легко размножаются, что является причиной частых заболеваний органов дыхания. Поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия детей проводились в хорошо проветренном помещении, а физкультурные занятия в теплое время года — на воздухе.
Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, выполняя которые дети дышат легко, без задержки. Необходимо упражнять их в беге и прыжках, так как глубина дыхания при этом увеличивается.
Нужно следить также за тем, чтобы не перенапрягались голосовые связки детей. Продолжительность пения, чтения стихов не должна превышать 5 мин. Во время пения ребенку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затрудняя прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата.