Вернуться к списку литературы


Воспитание детей в средней группе детского сада

Анциферова А.А., Владимирова Т.А.,

Гербова В.В. и др.; Сост. Г.М. Лямина.


1234567891011121314

Развитие органов чувств. Первые пять лет жизни — «золотая пора» развития сенсорных способностей детей. В связи с этим воспитателю необходимо знать основные особенности строения органов зрения и слуха ребенка и меры их охраны.

Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимы выработка у детей правильной рабочей позы и постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.

Материалы для игр с предметами малой и средней величины надо размещать так, чтобы, играя, дети занимали удобные позы и почаще меняли их. Так, если мелкий и средний строительный материал расположен в ячейках шкафчика, висящего над столом, и здесь же находятся мелкие игрушки, дети могут строить и играть не только сидя, но и стоя, часто меняя позу, чтобы достать нужную деталь.

При показе мультфильмов расстояние от первого ряда стульев до экрана должно быть равно двойной ширине экрана, расположенного на уровне глаз ребенка. Не следует за один раз показывать более одного фильма. Продолжительность его не должна превышать 12—15 мин (35—40 кадров). Такова же длительность телевизионных передач, которые детям разрешают смотреть два раза в неделю.

У ребенка 4—5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникать воспалительный процесс.

С ранимостью органа слуха и незавершенностью строения центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45—50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70—75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.


« Предыдущая Следующая »