Вернуться к списку литературы


Воспитание детей в средней группе детского сада

Анциферова А.А., Владимирова Т.А.,

Гербова В.В. и др.; Сост. Г.М. Лямина.


1234567891011121314

Развитие высшей нервной деятельности. У детей 2—4 лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окружающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. Ребенку 2—4 лет можно внушить, например, что боль от ушиба прошла. А если после игры в мяч задать ему вопрос: «Ты не играл в мяч?» — можно получить ответ: «Не играл».

Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие движений свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость.

Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту совершенствуют реакции ребенка на сигнал: включают в физкультурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко используют дидактические игры и игры с правилами.

Дети 4—5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или того, что сам ребенок задумал сделать.

Поэтому очень важно правильно определять степень сложности задания и его объем. При механической работе, например, типа заполнения квадратов шашками и фишками дети 4—5 лет в состоянии выполнить лишь меньше половины того задания, которое доступно старшему дошкольнику.

Успех выполнения задания зависит еще от того, сколько элементов включил в него педагог. Детям трудно запомнить объяснение последовательности работы, если оно состоит из перечисления более чем четырех действий. После выполнения третьего элемента дети начинают делать ошибки. Приходится многократно (5—7 раз) повторять задание, иначе они бросают работу, не завершив ее.

Некоторые сложные умения и навыки формируют поэтапно, выделяя отдельные элементы. Так, в прыжковых упражнениях сначала отрабатывают отталкивание и правильное приземление. Позже в прыжках с места в длину начинают постепенно отрабатывать исходное положение. В строительных играх в начале года особое внимание обращают на то, чтобы дети пространственно правильно располагали бруски и другие детали. Сам ребенок, торопясь завершить постройку, не заботится об этом. Она получается неустойчивой и разрушается еще до окончания работы. В таких случаях дети прекращают строить, а со временем и теряют интерес к строительным играм.

Желание ребенка строить, лепить, трудиться, рассказывать нужно поддерживать и развивать правильной и разнообразной оценкой его действий, поступков, ответов от лица воспитателя или персонажа, участвующего в занятии (медвежонка, куклы). Это облегчает формирование психических процессов.

В среднем дошкольном возрасте дети хорошо осваивают правила, что служит основой их организованного поведения и благоприятствует развитию дружеских взаимоотношений. Однако, поделившись лакомством, отдав любимую игрушку, ребенок иногда расстраивается, жалеет о сделанном. Или, наоборот, спустя какое—то время переживает свой отказ поделиться, помочь. Поэтому в формировании волевого поведения важна поддержка, похвала, оценка поступка, подтверждение его правильности; подсказ, как «выйти из положения».

Организуя жизнь детей, следует избегать их постоянного поторапливания («Заканчивай играть, быстрее одеваться!»). Недоделанная работа, нарушение игрового замысла сначала огорчают ребенка, но, вынужденный поступать таким образом ежедневно, он скоро привыкает к этому. Для того чтобы успеть сложить на место строительный материал, без сожаления ломается незаконченная постройка. Развешивается недостиранное белье, хотя дети знают, что нужно сначала его постирать и отполоскать, а уже потом развешивать. Наспех поливается огород, а ведь перед этим им объясняли, что хорошо «напоить» водой растение можно, лишь вылив целую лейку воды в каждую лунку. Так постепенно ребенок привыкает небрежно относиться к результатам своей деятельности. У него не только не формируется, но, наоборот, разрушается, если она уже имелась, привычка доводить дело до конца. Поэтому воспитатель должен заранее, когда у детей еще есть возможность закончить задуманное, предупреждать их, что время, отпущенное на игру или какую—то другую деятельность, скоро истечет.


« Предыдущая Следующая »