Вернуться к списку литературы


Воспитание детей в средней группе детского сада

Анциферова А.А., Владимирова Т.А.,

Гербова В.В. и др.; Сост. Г.М. Лямина.


1234567891011121314

СЮЖЕТНО—РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА В ИГРЕ

В играх в «семью» наиболее ценным в воспитательном отношении является то, что они дают детям возможность переживать гуманные чувства к родителям, к малышам и своим сверстникам, к окружающим. В данных игровых ситуациях взаимоотношения детей строятся на мотивах, направленных на заботу о человеке.

Гуманные чувства ребенка ярко проявляются в играх с куклами в образах сверстников и особенно в образах младенцев. Дети устраивают для них комнату; кормят; обучают ходьбе, речи; водят гулять; ходят с ними в магазин, в гости и т. д. Педагогическая часть, если дети помимо роли матери, еще берут на себя роли и других членов семьи; развивают сюжеты, отражающие не только уход за маленьким ребенком, но и заботу о взрослых членах семьи, эмоциональное отношение к ним: нежность, доброту, ласку (сюжеты «Как будто дома маленький ребенок», «Как будто у малышки день рождения», «Мамин праздник»).

Дети 4—5 лет проявляют живой интерес к младенцам. Но сами они чаще всего единственные или младшие дети в семье. Поэтому они зачастую не имеют представления об уходе за малышами, о характере чувств, переживаемых в семье, где есть такой ребенок. Взяв на себя роль кого—то из членов семьи, не могут развернуть содержательную игру с куклами—младенцами, не отражают действий по уходу за маленьким ребенком, не проявляют заботы о нем. А главное, в подобных случаях отсутствует нравственная атмосфера, характеризующая игры в «семью». Руководство педагога играми на бытовые темы заключается в том, чтобы обогатить их содержанием, оказывающим положительное влияние на всестороннее развитие ребенка.

Забота о маленьком ребенке проявляется тогда, когда побудительной причиной игры является стремление «делать хорошо». Такую потребность можно развить, формируя у детей представление о нравственном отношении окружающих к маленьким детям. Даже если игра в «семью» возникает на основе разрозненного стихийного опыта, воспитатель может направить ее по нужному руслу. Например, он предлагает играющим посмотреть за ребенком, так как его мама ушла на работу. Охотно принимая сюжет игры, дети укладывают куклу спать, гладят ее одежду, готовят еду, забавляют ее. Возможность проявить заботу способствует вовлечению в эти игры не только девочек, но и мальчиков, сближает детей, развивает их взаимопонимание, готовность исполнять свои роли в соответствии с замыслом.

Родителям следует планомерно учить детей действовать с игрушками, брать на себя роль членов семьи, подбирать нужные материалы. Углубление у детей эмоциональных нравственных отношений к малышам осуществляется и под воздействием художественной литературы.

Произведения служат образцом для подражания в играх. Они дают детям почувствовать, как нежно, ласково, заботливо относятся к малышам взрослые; помогают довести до их сознания мысль, что только с помощью взрослых маленький ребенок растет: учится сидеть, говорить, играть, трудиться; что взрослые учат малыша, играют с ним, читают ему книжки, покупают игрушки, устраивают праздники.


« Предыдущая Следующая »