Вернуться к списку литературы


Воспитание детей в средней группе детского сада

Анциферова А.А., Владимирова Т.А.,

Гербова В.В. и др.; Сост. Г.М. Лямина.


1234567891011121314

ИГРЫ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Дети очень любят играть с водой, снегом, песком, корой, шишками и другими материалами. В процессе таких занятий ребенок не только удовлетворяет свою потребность в игре, но и познает свойства материалов. У него развиваются творческие способности. Мама должна уделять большое внимание руководству данными играми, поскольку в них заложены большие возможности для развития у детей умственных способностей, для совершенствования их созидательной деятельности, а также сюжетно—ролевой игры.

Родителям следует обращать внимание детей на то, что каждый из материалов в определенных условиях может менять свои свойства. Например, вода из жидкой может стать твердой (лед). Она может также переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной или мутной; песок бывает сухим, сыпучим и сырым, тяжелым; снег — рыхлым, вязким, рассыпчатым и т. д. Интерес детей к играм с водой и с другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств.

Например, мама предлагает ребёнку полить песок, напоминая, что, когда он сырой, с ним хорошо играть, спрашивает: «Что из влажного песка можно сделать?» «Правильно, — подтверждает он, — из песка можно сделать дворик и погулять в нем с куклами. Делайте кучу больше и плотнее прибивайте песок. Когда песок прихлопан хорошо, стенки дворика получаются красивыми, крепкими». Во время поливки песка мама задает детям вопросы: «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?»

Тут же можно вместе с ребёнком полить землю в каком—нибудь месте участка и понаблюдать, как будет впитываться вода. Ребёнок с помощью воспитателя приходит к выводу, что песок рыхлый и потому легко пропускает воду, а земля плотная, и поэтому вода впитывается в нее не сразу. Так постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае.

После того как воспитатель уточнил чувственный опыт детей, он подводит их к обобщению; дает сюжетные игрушки и предлагает, выбрав надлежащего качества материал, построить, например, двор для курицы с цыплятами; домики для зверушек; сад для кукол; катер, для того чтобы покатать на нем кукол, и т. д. (Для игр со снегом и песком удобны выпиленные из фанеры силуэты людей и животных на подставках.) Таким образом, постройки из песка и снега, так же как и из строительного материала, можно использовать для сюжетных игр различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы, машины. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формовку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог.

Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в то же время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют и в играх с водой: одни предметы моют, другие пускают плавать, в третьи наливают воду и выливают ее.

В ходе строительно—сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов. Эта игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т. д.

В играх с водой дети устраивают пристани, пускают по воде буксирные пароходы с прикрепленными к ним баржами с грузом, пассажирские пароходы, парусные и моторные лодки. Воспитатель показывает им, как лучше двигать по воде эти игрушки.

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Строя горку, дети вместе сгребают снег в кучу, подвозят его на санках, прихлопывают, чтобы он стал крепким.

Принимая участие в игре, воспитатель поясняет, почему надо сначала прихлопать снег, побегать по нему, дать слежаться, смерзнуться, а потом уже кататься. Следя за тем, чтобы все играли дружно, он одновременно старается научить детей понимать характер работы и правильно планировать свои действия. Ребята могут совместно с воспитателем построить из снега большую грузовую машину, пароход.

Наряду с крупными постройками из снега они лепят на столах различные фигуры (снеговиков, зайцев, медведей и т. д.). Такие игры проводятся в безветренные дни, при слабом морозе, так как в холодную погоду дети, находясь во время игр без движения, могут озябнуть.

Около стола в ящиках на подставке находятся разные мелкие предметы и игрушки для игр со снегом (животные и куклы из резины и целлулоида, автомобили, лопатки, совки, деревянные ложки, флажки, цветные льдинки), а также различные силуэты на подставках, окрашенные масляной краской, выполненные воспитателем.

Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком.


« Предыдущая Следующая »