…кому дорого здоровье детей, тот не должен поддерживать идею коллективного воспитания.
Теодор Хелльбрюгге, Герхард Дёринг
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ.
Наблюдая предметы и явления природы, дети пятого года жизни учатся выделять существенные признаки, сравнивать и группировать их по этим признакам. Детей необходимо подводить к пониманию последовательности явлений и установлению некоторых связей между предметами и явлениями природы, например причинных (временных): солнце светит мало, поэтому стало холодно; когда мороз — замерзают лужи; холодно — птицы голодные, их надо подкармливать; а также к простейшим обобщениям.
Расширяя представления детей о сезонных явлениях природы, воспитатель привлекает их внимание к признакам наступающего времени года, например рассказывает, что осенью не так тепло, как летом, на небе тучи, часто идут дожди; зимой дни короткие, холодно, падает снег. Детям трудно определить переход от лета к осени, от зимы к весне по первым признакам. В начале весны при каждом новом снегопаде, понижении температуры у них возникают сомнения: «А вдруг вернется зима? Снег идет, значит, еще зима, а когда же будет весна? Опять зима наступила?» Сделать вывод, что весна все—таки идет, детям помогают повторные наблюдения.
Приметы переходных сезонов (весны, осени) осваиваются медленнее, чем контрастных (зимы, лета). Поэтому подготавливать детей к усвоению этих понятий надо постепенно, на основе накапливания у них чувственного опыта и формирования конкретных представлений об отдельных характерных признаках каждого времени года.