Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 1)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456789101112131415

Мода для маленьких детей должна быть практичной

Многие мамы, боясь малейшего ветерка, слишком тепло одевают детей. Делать этого не следует.

Если в помещении температура составляет примерно 20°С, то здоровый малыш не замерзнет и будет спокойно играть, если на него надеть ползунки, нижнюю рубашечку и поверх кофточку из хлопка.

Если вы собрались на прогулку, а на улице стоит теплая безветренная погода, то достаточно надеть на ребенка поверх упомянутых вещей трикотажный костюмчик и шапочку. Если очень тепло и ярко светит солнце, то шапочку замените на льняную или хлопчатобумажную панамку, чтобы головка ребенка была защищена от прямых солнечных лучей.

В первые месяцы жизни ботиночки ребенку совершенно не нужны. Да и когда ребенок начинает ходить, лучше обходиться без них. Это полезно и для ног, и для общего состояния здоровья. Если пол слишком холодный или покрыт плиткой, то ребенку можно надеть колготки, носки или шерстяные пинетки.

Самое главное для малыша, помимо самого тесного физического контакта с матерью, — это возможность как можно больше свободно двигаться. И одежда должна полностью соответствовать этой важной потребности.

Она не должна быть тесной, стягивать или сжимать тело ребенка, сковывать движения. Она должна быть ноской, прочной, потому что ребенок в ней ползает, играет, быстро пачкает, эту одежду придется часто стирать. Поэтому не покупайте ребенку одежды точно по размеру, а всегда на 1 — 2 размера больше. В такой одежде ребенок будет чувствовать себя свободно, кроме того, он ведь быстро растет, и купленная одежда становится ему впору.

Все виды детской одежды должны хорошо пропускать воздух и быть одновременно достаточно теплыми. У свитеров и пуловеров воротники и вырезы должны быть достаточно широкими, чтобы не сжимать шею. Пояс у брюк тоже должен быть широким, чтобы рубашка или свитерок не выбивались из них. Для озорных подвижных детей советуем сделать на коленях и локтях заплатки из кожи или кожзаменителя.

Кстати, вы должны с самого раннего возраста приучать ребенка самостоятельно одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме. Примерно в 3 года ребенок должен уметь одеваться. Особенно об этом надо позаботиться, если он идет позже в детский сад.

Для сырой и холодной погоды лучше всего подходит куртка из водоотталкивающей ткани, под которую следует надеть шерстяной свитер или джемпер. Такой костюм удачно дополнят шерстяные колготы и полукомбинезон.

В жаркие дни детей следует обувать в туфли из ткани, лучше всего из хлопка. Такая обувь не дает ногам перегреваться и потеть и хорошо поглощает влагу.

Особая проблема для маленьких детей и школьников — это подходящая обувь. Если обувь не подходит по размеру, то нога деформируется. Детская нога по сравнению с ногой взрослого лучше приспосабливается к форме обуви. С возрастом нога у ребенка растет, и он не сразу замечает, когда обувь ему жмет.

Правильно подобранная обувь должна быть примерно на 10 — 15 мм длиннее и шире, чем сама стопа.

При покупке обуви обращайте особое внимание на то, насколько мягка кожа, из которой изготовлена обувь, прогибается ли подошва, не слишком ли высок каблук. Подумайте о том, сможет ли ваш ребенок в такой обуви бегать, прыгать, карабкаться, соответствует ли тип обуви, на которой вы остановили свой выбор, этим задачам.

Кроме того, родители должны знать, что ребенок должен систематически менять обувь, т.е. не носить одну пару обуви постоянно. Как правило, влага, накопившаяся в результате носки внутри обуви, испаряется лишь по прошествии примерно 24 ч. Если ту пару обуви, которую ребенок надевал вчера, не высушив, надеть сегодня, то нога ребенка будет, как в сырой камере. Последствиями могут быть чрезмерная потливость ног и поражение кожи ног грибковыми заболеваниями. Поэтому две пары сезонной уличной обуви вовсе не являются роскошью.


В игре ребенок развивается

Вряд ли есть что–либо, что было бы для дальнейшего развития ребенка столь же важно, как умение играть. Взрослые обычно думают, что игра — забава, свободное времяпрепровождение, своего рода хобби. Однако для ребенка это — осмысленная творческая деятельность, вполне сравнимая со «взрослой» работой, серьезное занятие, которому ребенок предается с желанием и любовью. Хотя по сути своей игра — это вольная импровизация, она все–таки подчиняется каким–то определенным правилам. Игрой ребенка нужно исподволь руководить. Так не бывает, что маленький ребенок сам по себе обучается играть. Рядом с ним всегда должен быть кто–то из взрослых, кто мог бы предложить игру, показать ее, поиграть вместе с ребенком, только потом ребенок, имитируя взрослого, начнет играть самостоятельно.

В игре пробуждаются творческие начала, тренируется ловкость, развивается наблюдательность, память, фантазия, формируются представления, способность сравнивать, комбинировать, делать выводы; стимулируются способности анализировать, размышлять, укрепляется сила воли. В групповой игре у ребенка вырабатываются и укрепляются такие черты характера, как честность, справедливость, уживчивость, которые так важны для социальной адаптации. В игре ребенок решает и познавательные задачи, это своеобразный обучающий процесс, закладывающий фундамент для дальнейшего обучения в школе. Дети, которые в раннем возрасте не научились играть, намного отстают в развитии во время учебы в школе.

Насколько важна игра, можно судить и по тому факту, что неуспевающим детям, которые не овладели навыками самостоятельной игры, назначались курсы «игротерапии», во время которых они вынуждены были наверстывать упущенное. Современная психотерапия для детей включает в свой арсенал в первую очередь «игротерапию». Только после того, как отстающие в школе дети обучаются по–настоящему играть, они начинают успешно учиться.

Подвижность детей способствует их росту

Важный элемент игры — движение. Движение дает решающий толчок для общего процесса роста ребенка. Дети, которые двигаются мало или не могут двигаться в результате тяжелой болезни костей, суставов и мышц, находясь в гипсе, отстают в росте. Детская подвижность — важнейший компонент нормального развития ребенка. Подвижность ребенка не следует сдерживать, хотя она частенько действует взрослым на нервы.

Подвижность ребенка тем больше, чем быстрее он растет. Поэтому совсем маленький ребенок подвижнее ребенка постарше. Степень подвижности грудных детей чаще всего и прежде всего потому недооценивают, что стараются покрепче закутать их в пеленки. Однако научные исследования выявили, что уровень двигательной активности новорожденных детей очень высок.

Уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а у новорожденного на 10–й день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту. Разумеется, речь идет о незрелых, некоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. И тем не менее эти беспорядочные движения очень важны для дальнейшего развития. Мозг ребенка развит еще недостаточно. Спонтанная активность здорового малыша настолько высока, что по совершаемым им движениям трудно понять, спит он или бодрствует. Если регистрировать движения новорожденного непрерывно в течение суток, то выяснится, что покой и движения у него чередуются, подобно сну и бодрствованию, через равномерные промежутки времени днем и ночью.

Маленький ребенок также стремится как можно больше двигаться. На 3–м году жизни в течение каждого часа он активно движется примерно 24 мин. У школьников старших классов и у взрослых людей в каждом часе таких «подвижных минут» самое большее 6 — 7. Активность и подвижность маленького ребенка, которые буквально рвутся наружу, часто несправедливо воспринимаются взрослыми как раздражающий фактор, помеха, даже как ненормальность и болезнь ребенка.

Во время сна у маленького ребенка также наблюдаются активные беспокойные минуты. Каждые 25 мин он меняет положение тела. При этом мы не учитываем более мелких и незначительных телодвижений.

Многие родители воспринимают ночное «скрипение зубами» с большой тревогой. Однако чаще всего причина этого — ночная мимика лица, т.е. подвижность лицевых мышц ребенка.

У школьника еще сохраняется большая потребность в движении. Длительное пребывание в сидячем положении во время занятий — большая физическая и нервная нагрузка для ребенка. Это легко заметить, если понаблюдать за школьниками в конце урока или в конце учебного дня. От нефизиологичных противоестественных сдерживающих движения поз дети разряжаются на переменах, превращаясь порой в бурлящую и орущую лавину. Опытные педагоги и детские врачи хорошо понимают причину такого поведения детей на переменах.

5 — 7–летний ребенок может находиться в спокойном состоянии, без движений не более 15 мин, 8 — 10–летний может сконцентрированно работать не более 20 мин. Поэтому, суммируя все действительно полезное школьное время, мы получим у 6 — 7–летних детей примерно 2 ч, у 8 — 9–летних самое большее 3,5 ч. Однако это время только в том случае будет использовано эффективно, а работоспособность, концентрация, память, внимание и т.п. детей в должной степени активизированы, если занятия будут чередоваться со сравнительно длительными паузами. Только после перемены, во время которой ребенок имеет возможность подвигаться, он сможет снова воспринимать учебный материал.

С окончанием роста, т.е. после наступления пубертатного периода, естественная потребность в движении постепенно уменьшается. Каждый врач замечает это из своей практики. 12–летние девочки, боясь плохой отметки по физкультуре, начинают жаловаться на различные хвори, только чтобы их освободили от уроков злосчастного предмета.

С завершением процессов роста, когда ребенок уже чувствует себя взрослым, потребность в движении практически сходит на нет, он уже не испытывает радости от движения. Взрослый человек все больше сидит, даже 100 м до табачного киоска он предпочитает проехать на машине, с большим трудом он заставляет себя заниматься спортом, активно отдыхать, систематически ходить, путешествовать. Чаще всего только финансовые выгоды или честолюбие могут подхлестнуть его и заставить много двигаться.

Обмен веществ различен в спокойном состоянии, во время какой–либо работы и в период роста. Обмен веществ, обусловленный процессом роста, протекает очень интенсивно: каждая клетка организма должна быть омыта кровью, а кровообращение активизируется только при движении. Только движение помогает доставить необходимое количество кислорода в ткани, быстрее вывести из организма вещества, вызывающие усталость. Поэтому вполне понятно, что только постоянная нагрузка на мышцы, только интенсивное движение могут ускорять обмен веществ.

Если процессы роста не стимулируются движением, если в результате обстоятельств ребенок лишен или ограничен в движениях длительное время, наблюдается атрофия мышц. Общеизвестно, что, например, при параличе у больного мышцы постепенно становятся дряблыми, слабыми и постепенно отмирают.

Длительная неподвижность, в том числе в сидячем положении, вызывает тяжелые нарушения здоровья. Прежде всего страдают опорно–двигательный аппарат, осанка, искривляется позвоночник, могут развиться сердечные и сердечно–сосудистые заболевания. Поэтому не сдерживайте своего ребенка, дайте ему вволю побегать, попрыгать, порезвиться, хотя он и создает при этом много шума.

Маленький ребенок должен ежедневно играть примерно 7 — 8 ч, причем в игры, которые наиболее полно отвечают его потребностям. К сожалению, многие родители забывают об этом, не учитывая, что и 6 — 7–летние дети нуждаются в игре, в активной деятельности, требующей и фантазии, и физической силы, и ловкости, и внимания. В среднем 6 — 7–летние дети, как выявили исследования, должны ежедневно играть 6 ч, 7 — 8–летние — 5,5, 8 — 9–летние — 5, 10 — 11–летние — 3,5, 12 — 13–летние — не менее 3 ч.

Игра — это процесс постоянных открытий и исследований. Через игру ребенок пытается познать мир, который его окружает, и завоевать его. Все знания, которые ребенок черпает в семье, в детском саду, из контактов со знакомыми людьми, он старается использовать в игре, она является для ребенка своеобразной работой.


Следующая »