Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 1)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456789101112131415

Без опрятности не обойтись!

Все родители и особенно матери радуются тому, что ребенок наконец–то не пачкает штанишки. Как лучше прийти к этому? Самое важное, чтобы вы никогда не теряли терпения и не выходили из себя, если ребенок еще не приобрел навыки опрятности, хотя ему уже 1,5 или даже 2,5 года. Не нужно приходить в отчаяние. Даже если вы уже испробовали все средства.

Вы — одна из сотен тысяч товарок по несчастью. Большинство молодых матерей с большим трудом прививают детям навыки аккуратности. Отчаявшись, такая мать думает, вот у соседки (подруги, знакомой и т.п.) дети гораздо раньше научились пользоваться горшком, а вот мой… Как правило, это не соответствует действительности. И даже если соответствует, не нужно только по этой причине считать, что и у вашего ребенка должны быть уже такие навыки. Возможно, это счастливое событие произойдет со дня на день. Примите к сведению, что этот день наступит тем быстрее, чем меньше вы будете «дрессировать» своего малыша. Не пытайтесь приучить ребенка пользоваться горшком в слишком раннем возрасте. Таким образом вы можете все надолго испортить.

Годовалый ребенок еще не может соблюдать опрятность. Он не контролирует свои потребности, не может управлять мускулатурой органов выделительной системы. У годовалого ребенка соответствующие функции организма еще совсем не сформировались, не созрели. Такая зрелость наступает чаще всего в возрасте 3 лет. Поэтому избавьте и себя, и своего малыша от ненужных мучений. Первые попытки привития навыков опрятности вы должны сделать не ранее чем в возрасте 1,5 лет. Вот несколько практических советов:

высаживайте ребенка на горшок регулярно после кормления; никогда не давайте ему сидеть на «троне» более 10 мин; если дело закончилось неудачей, не заостряйте на этом внимание. Если ребенок при виде горшка начинает кричать, значит, он вызывает у него неприятные ассоциации. С точки зрения взрослого, это могут быть пустяки: возможно, когда–то горшок был неприятно холодным, может быть, как–то, восседая на нем, ребенок опрокинулся и ударился. А может быть, однажды у мамы было сердитое лицо, когда она приносила горшок. В любом подобном случае очень важно попытаться «помирить» ребенка с горшком: нарисуйте (лучше всего эмалью) забавные горошины или цветочки по краю горшка, дайте ребенку понаблюдать за своей работой или даже помочь вам в этом; пригласите всех членов семьи выразить свой восторг по поводу изумительно украшенного горшка, который отныне принадлежит только малышу.

Если все эти меры не помогут, ни в коем случае не принуждайте ребенка садиться на горшок. Оставьте его в покое на пару недель и доставьте ему удовольствие продолжать пачкать штанишки. Если продолжать борьбу с ребенком, то вам совершенно точно не удастся привить ребенку навыки аккуратности. Вас может привести в отчаяние, когда ребенок говорит «а–а», а в штанишках тем временем лежит «сюрприз». Это не непослушание, это уже обнадеживающий признак. Ребенок уже начинает понимать взаимосвязь между самим действием и его выражением «а–а». Но он еще не постиг суть до конца. Возможно, он поймет это позже, когда произойдет случайное совпадение и горшок наполнится желаемым содержимым. Вот уж тогда вы не скупитесь на похвалы за удачное завершение «операции».

Некоторые дети обходят горшок стороной, садятся в уголок и спокойненько совершают свое «дельце» в штаны. Причем делают это, не изменившись в лице, не испытывая ни малейших угрызений совести. Почему так происходит? Ребенок воспринимает выделяющиеся из его тела мочу и кал как нечто принадлежащее только ему. И он считает, что никто не вправе отнять принадлежащее ему.

Не заставляйте ребенка садиться на горшок. Поставьте горшок под кровать, так чтобы он мог легко его достать. И вот однажды ребенок «пожертвует» вам свое «сокровище». Имейте в виду, что, сделав свое дело, ребенок делает вам подарок, «отрывает» от себя то, что ему принадлежит. Не забудьте выразить ребенку радость и признательность по поводу подарка. После этого он будет вдохновенно стараться доставлять вам эту радость систематически. Даже если ребенок показывает всем своим видом, что ему срочно «надо», он может сесть на горшок и оставить его пустым. Это не значит, что ребенок издевается над вами. Как раз в этот период он начинает контролировать свои потребности. На этой стадии ему уже удается немного управлять своими органами выделительной системы, но несколько односторонне. Ему удается научиться сжимать мышцы сфинктера прежде, чем расслаблять. Расслаблению мышц сфинктера тоже ведь надо научиться.

Не сердитесь, если ребенок, уже некоторое время соблюдавший опрятность, время от времени возвращается к своим младенческим привычкам и пачкает штанишки. Попытайтесь выяснить причины такого рецидива. Возможны следующие причины: болезнь ребенка:

Рецидивы в соблюдении опрятности всегда являются сигналом. Возможно, таким поведением ребенок хочет сказать: не требуйте от меня сейчас слишком многого, лучше помогите мне! Такой сигнал свидетельствует о душевной перегрузке ребенка.

Что же делать, если все названные советы услышаны молодой матерью слишком поздно, когда она с самого начала все делала неправильно, если ситуация уже кажется безнадежной?

В таких случаях поможет только одно: молодая мать должна уяснить, что каждый здоровый ребенок рано или поздно сам по себе становится аккуратным. Поэтому мама должна примириться с тем, что период мокрых пеленок и грязных штанишек несколько затянется. А горшочку, даже украшенному роскошными цветами, придется выдержать паузу.

Воспользуйтесь этой паузой и осторожно постепенно начните все процедуры сначала, выбрав наиболее подходящий для вашего ребенка метод воспитания опрятности. И пусть вас не заботит, что подумают о вашем ребенке соседи, знакомые или друзья. Не верьте в россказни о фантастически коротких сроках, за которые некоторым якобы удается привить ребенку навыки опрятности.

Не упускайте из виду, что каждый ребенок развивается по своей собственной схеме, в соответствии со своими особенностями. Не стоит падать духом и не стоит обескураживать ребенка.


« Предыдущая Следующая »