Постоянное пребывание в группе сверстников вредно воздействует на развитие личности ребенка раннего возраста!
Теодор Хелльбрюгге, Герхард Дёринг
Детский сад и школа не заменят воспитания в семье
Детский сад помогает ребенку стать самостоятельным
Термин «детский сад» ввел в обиход немецкий педагог Фридрих Фребель. Ученик знаменитого педагога И.Г. Песталоцци, он открыл учреждения для игр и занятий детей младшего возраста в качестве дополнения к их домашнему, семейному воспитанию, на основе которых разработал идею детского сада. При этом Фребель выбрал для этих учреждений именно такое название, потому что он сравнивал детей с растениями, кроме того, около каждого такого учреждения действительно должен был быть сад. Система Фребеля получила распространение во всем мире, во многих странах были созданы детские сады, и сам термин «детский сад» вошел во многие языки как заимствованное слово.
В принципе и в наши дни следует ясно осознавать, что детский сад в первую очередь является не педагогическим, а социальным учреждением. Песталоцци в 1780 г. требовал открыть «школы как помощь для неимущих людей, которые, уходя на подневольный труд ради куска хлеба, на целый день закрывают свои жилища …детские дома, где бедные матери, которым приходится работать и которых нужда отрывает от детей, могли бы оставлять своих детей–дошкольников!» Такое определение назначения детских садов почти не изменилось до наших дней, потому что детские учреждения, где ребенок находится целый день, являются, как и прежде, «камерой хранения» детей и не могут рассматриваться как педагогические. Для нормального социального развития маленького ребенка пребывание в течение целого дня в детском учреждении недопустимо, ребенку это во вред.
Совершенствуясь и эволюционируя от учреждений, где за детьми просто присматривали, пока их матери находились на работе, до детских садов по системе воспитания и обучения Фребеля, дошкольное воспитание должно в первую очередь преследовать цель социального развития ребенка. Детские сады — хорошее дополнение к домашнему воспитанию, особенно для единственных детей в семье, потому что в детском саду они впервые обретают как бы братьев и сестер, получая навыки общения с ними. Все, что способствует социальному развитию ребенка раннего возраста, например ролевые игры (в «дочки–матери», в «маму и папу», «магазин», «путешествие» и т.п.), относится к воспитанию в детском саду. При этом нужно учитывать, что ребенок нуждается в помощи взрослых, которые смогут создать благоприятные условия для того, чтобы его возможности максимально проявились в игре.
В последние годы системе воспитания в детском саду общественностью придается все большее значение, появился популярный термин «дошкольное воспитание». Не стоит преувеличивать значение детского сада. Детский сад никогда не сможет сделать то, что до него не сделано в родительском доме. Упования на то, что систематическое посещение детского сада сможет дать равные шансы детям из различных социальных слоев, совершенно не подтверждаются никакими научными данными. Даже самые лучшие детские сады принципиально не могут дать равенства шансов.
Ребенок только тогда может посещать детский сад, когда в своем социальном развитии он достиг такой ступени, что может находиться в обществе других детей в отсутствие матери без вреда для себя и окружающих и без особых трудностей. В противном случае он получит от детского сада больше вреда, чем пользы. Если ребенок может в отсутствие матери 1 — 2 часа спокойно играть с другими детьми, он достаточно «созрел» для детского сада. Это происходит обычно в возрасте 4 лет, иногда в 3,5, а иногда и после 5 лет.
В задачи хорошего детского сада вовсе не входит обучение детей основам грамоты, чтению, письму и счету. В первую очередь хороший детский сад должен заниматься дальнейшим социальным развитием ребенка. Самое главное — научить ребенка находить общий язык с другими детьми, избегать ссор и конфликтов. Следует учить детей уважительному отношению к окружающим, навыкам коллективной работы, когда все дети выполняют одно и то же задание. Если такое обучение общению происходит без трудностей и проблем, то от него выигрывает каждый ребенок.
В результате неправильно составленных программ по дошкольному воспитанию в детских садах уже появились обучающие группы. Большой урон социальному развитию детей раннего возраста наносит формирование подготовительной группы, когда дети постарше отделяются от младших детей.
Непременное условие правильного социального развития ребенка — посещение им группы, где находятся дети разного возраста. Только в такой группе старшие дети научатся помогать более слабым младшим детям, а те научатся с благодарностью воспринимать эту помощь. По данным Института социальной педиатрии Мюнхенского университета, с самой лучшей стороны зарекомендовало себя прежде всего совместное воспитание здоровых детей и детей–инвалидов. Испытываешь глубокое волнение при виде того, как охотно здоровые дети помогают детям с различными нарушениями здоровья, если такие группы есть в детском саду.
Это не означает, что в детских садах принципиально не должны даваться никакие основы грамотности. Однако у ребенка должна быть свобода выбора.
Ребенок может по желанию согласиться заниматься обучением, например чтению, или отказаться от этого. Если он отказывается, то нужно ему это спокойно позволить, нельзя навязывать. Для 5–летнего ребенка гораздо важнее научиться играть с другими детьми, правильно воспринимать ошибки других детей, не реагируя на них агрессивно, чем научиться писать слова или предложения.
Многочисленные исследования, проведенные американскими учеными, однозначно доказали, что перевес в знаниях у тех детей, которые на год или два раньше научились писать и считать, по сравнению с детьми, которые этому заранее не обучались, самое позднее через 2 — 3 года сходит на нет. Будет ошибкой думать, что ребенок, научившийся в раннем возрасте читать и считать, будет в дальнейшем более успешно учиться. Напротив, существуют научные доказательства того, что ребенок, не получивший в раннем возрасте достаточно навыков самостоятельной игры и не умеющий самостоятельно находить себе занятие, учась в школе, будет испытывать большие трудности при самостоятельном выполнении заданий. Тренировка навыков самостоятельности в раннем возрасте куда важнее интеллектуальной тренировки навыков первоначальной грамотности.
У детей, которые успешно посещали детский сад, в дальнейшем этап привыкания к школе занимает гораздо меньше времени и не сопряжен с такими трудностями, как у детей, росших в тепличной домашней атмосфере. Ребенок, не привыкший быть среди детей, внезапно оказывается в обществе 20 — 30 — 40 совершенно незнакомых сверстников, с которыми он отныне вынужден вместе учиться. Такой ребенок только в том случае сможет стать членом коллектива и найти в нем свое место, если он научился самостоятельно играть и мирно общаться с другими детьми такого же уровня.
Записывая ребенка в детский сад, мать должна сразу же принять решение, будет ли ее ребенок находиться в детском саду целый день или только полдня. За пребывание в детском саду целый день говорит только то, что родители в это время могут спокойно работать, зная, что ребенок находится под присмотром. На благо ребенку, однако, идет только пребывание в детском саду в течение половины дня!
Когда вы забираете ребенка из детского сада, старайтесь чаще разговаривать с воспитательницей. Воспитатели бывают тоже рады, если имеют возможность поделиться своими мыслями и наблюдениями с матерью. Находите иногда немного времени, чтобы понаблюдать за всеми детьми в группе. Вы поймете, какая атмосфера в ней царит, и быстро почувствуете, находится ли ваш ребенок в хороших руках.
Воспитательница лучше, чем кто–либо другой, сможет сказать, как ведет себя ребенок по отношению к другим детям в группе. Вы должны относиться очень серьезно к социальному поведению своего ребенка, потому что в конечном итоге на прилежании и деловых качествах подросшего ребенка скажется именно его умение общаться с окружающими в гораздо большей степени, чем овладение чтением и письмом. У воспитательницы более, чем у кого–либо другого, есть возможность сравнивать поведение и качества отдельного ребенка с другими детьми из группы. Поэтому замечания и рекомендации воспитательницы следует воспринимать со всей серьезностью.