Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 1)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456789101112131415

В ходе движения за создание детских садов важные инициативы исходили от М. Монтессори, которая, пробив своей настойчивостью стену непонимания родителей, государственных чиновников и преподавателей медицинского факультета, стала одной из первых женщин в Италии, получивших степень доктора медицины. С неменьшим упорством она взялась за лечение умственно отсталых детей в Римской психиатрической клинике. М. Монтессори создала распространившуюся по всему миру систему воспитания здоровых детей. Она использовала данные и опыт французских врачей Ж. Итара и Э. Сегена. Ее «медицинская педагогика» исходит из особенностей детского организма. В разработанной ею системе сенсорного развития детей используются все органы чувств ребенка. Умения ребенка слышать, видеть, хватать, осязать, нюхать, пробовать на вкус стали основой воспитательных процессов. М. Монтессори пришла к выводу, что мир ребенка должен отличаться от мира взрослых. По этому поводу она писала так: «Новорожденный ребенок — не просто детеныш, которого надо выкормить, ребенок — это существо, обладающее душой, и если хотят заботиться о нем, желая ему добра, то недостаточно удовлетворять его сугубо физиологические потребности, нужно указать ему дорогу для умственного развития, с первого дня жизни нужно быть внимательным к движениям его души и зарождающимся чувствам, нужно понимать их и способствовать их развитию.

Только если ребенок имеет возможность свободно развиваться, если никакое вредное влияние не нарушает спокойного, мирного проявления его способностей, происходит это чудо. Проблема воспитания заключается для нас не в выборе средств для формирования личности ребенка и для развития отдельных черт его характера, а в обеспечении его духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Тогда ребенок погружается в упорядоченную деятельность, которой он всецело поглощен. Следуя таким образом своим естественным запросам и врожденным наклонностям, ребенок упражняет свой ум и развивает качества, которые, как мы прежде считали, не свойственны природе маленького ребенка, например терпение, выдержку, послушание, кротость, ласковость, вежливость и продолжительный миролюбивый настрой».

Эти прогрессивные мысли нашли свое отражение в детских садах, работающих по системе Монтессори, и вошли в педагогическую практику. Применение этих принципов воспитания значительно изменило детские сады и школы. Сторонний наблюдатель поразится, увидев, как напряженно работают совсем маленькие дети. К различным занятиям, упражнениям и играм побуждает особый дидактический материал, к которому у детей есть свободный доступ. Каждый вид дидактического материала, однако, представлен одним экземпляром, чтобы им мог заниматься один ребенок или несколько заранее договорившихся между собой детей.

Это делается специально, с определенной целью. Когда с этим материалом начинает играть один ребенок, тут же резко возрастает внимание других детей к этому занятию. Каждой матери знакома ситуация: целый год самокат может простоять в углу нетронутый, но стоит Фрицхену начать кататься на нем, как у Фран–цхена тут же пробуждается такое же желание. Согласно педагогическим принципам Монтессори, ребенок только тогда может начать заниматься с заинтересовавшим его материалом, когда свои занятия с ним закончат другие дети, а до этого ребенок может наблюдать за занятиями других детей. В ходе наблюдений за занятиями и играми других детей ребенок многое познает, приобретает некоторый опыт, замечает ошибки и неправильное поведение других детей, учится считаться с окружающими.

Разработанный по принципам Монтессори материал является автодидактическим: сам материал дает ребенку возможность осуществлять самоконтроль за правильностью действий. В основе лежит тот же принцип, что и при решении кроссвордов. Правильность решения видна из самого кроссворда, и каждый стремится разгадать его самостоятельно. Обычно сердятся, если кто–то начинает помогать, и ломают голову до тех пор, пока не удастся найти правильный ответ.

Автодидактический материал основан на педагогическом принципе обучения методом проб, ошибок и понимания. Ребенок пытается выполнить то или иное действие при занятиях с материалом до тех пор, пока не поймет, как его нужно делать правильно. В педагогических принципах Монтессори заключены до сих пор не признанные возможности помогать социальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

Стремление ребенка к занятиям стимулирует у него развитие навыков самостоятельности. Возможность в детском саду быть постоянно в контакте с другими детьми, организовывать групповые игры способствует развитию навыков коллективной работы или занятий. Дети охотно помогают другим детям, с неменьшей охотой они принимают подобную помощь сами.

Ребенок в детском саду постоянно наблюдает за поведением других детей, делая определенные выводы относительно своего собственного поведения. Наблюдения за другими детьми побуждают его к анализу и критическому отношению, позволяют научиться оценивать работу, замечая ошибки или успехи.

В детском саду, работающем по принципам Монтессори, можно легко создать возможность для совместного пребывания в нем здоровых детей и детей с различными нарушениями здоровья.

Задачу воспитателя, работающего по педагогическим принципам Монтессори, можно сформулировать ее словами: «Помоги мне сделать это самому!». Под этим подразумевается, что воспитатель не должен брать на себя руководящую роль в занятиях одного ребенка или группы детей, он должен скорее держаться в тени. Воспитатель должен быть всегда готов предложить ребенку какой–либо дидактический материал, но в определенный момент он должен отойти от ребенка, предоставив ему возможность самому проявить активность в занятии. Однако это только внешне воспитателю принадлежит пассивная роль, на самом деле он должен проявлять постоянную активность, следя за всей группой и приходя на помощь тому ребенку или группе детей, которые в ней в данный момент действительно нуждаются. Помощь воспитателя ребенку заключается в том, чтобы в случае необходимости натолкнуть его на самостоятельное решение задания.


« Предыдущая Следующая »