Следует отличать науку о здоровье от торговли здоровьем.
Януш Корчак
Некоторые заметки о школьном воспитании
Когда говорят о воспитании, то в первую очередь подразумевают воспитателя в школе, т.е. учителя. Вопрос о равенстве шансов в результате школьного воспитания для всех детей и подростков превратился в подлинную проблему.
Самые необходимые для жизни воспитательные процессы происходят вовсе не в школе, а, без всякого сомнения, в первые годы жизни ребенка. При этом все больше находит подтверждение тот факт, что воспитательные процессы, упущенные в первые 4 года жизни ребенка, едва ли возможно наверстать позже в каком бы то ни было детском учреждении или учебном заведении. Напрашивается вопрос: каковы же методы и условия воспитания, которые давали бы ребенку оптимальные жизненные шансы?
Равные для всех детей жизненные шансы принципиально невозможны хотя бы потому, что между всеми людьми существуют значительные различия, обусловленные их наследственностью. К этому можно добавить, что немало детей уже рождаются с какими–либо нарушениями здоровья, которые даже при больших усилиях не удается устранить полностью или частично. Равенство шансов в лучшем случае может состоять в том, чтобы предоставить ребенку все возможности для развития у него порядочности и хороших деловых качеств.
Подразумевается, что главной целью любого воспитательного процесса должна быть помощь ребенку при введении его в общество, развитие у него практических навыков установления нормальных отношений с другими людьми. Ребенок должен утвердиться в своих выводах, что такие отношения возможны. Поэтому во главу угла всех воспитательных процессов должно ставиться привитие навыков сосуществования и поведения ребенка в обществе и навыков общения с другими людьми. Нарушения социального развития приводят к расстройствам социального поведения.
Под этим углом зрения содержание учебного материала в современных школах не поддается никакому объяснению. Воспитательные цели заключаются практически в том, чтобы напичкать детей знаниями. Словесное внушение учителя ученикам — таков примерно единственный воспитательный принцип, царящий в наших школах. Напротив же, уроков по привитию навыков социального поведения в обществе, что по наблюдениям медиков и психологов должно бы стоять на первом месте, вы не найдете ни в одном расписании. В школах, как правило, не стремятся научить детей вместе всем классом выполнять письменную работу, никогда не похвалят, если один ученик поможет другому справиться с работой. Пребывая в уверенности, что главная цель учебы — это только тренировка ума, упускают из виду, что существование народа, прежде всего в высокоразвитых государствах, решающим образом зависит от того, насколько граждане внимательно и уважительно относятся друг к другу. Поэтому на первом месте в воспитательном процессе должно быть привитие навыков взаимопомощи.
Так как этому вопросу не только не уделяется должное внимание, но об этом даже не ведется речи, закономерно, что наблюдается невиданный доселе рост «социальных болезней», проявляющихся в крайней агрессивности, провокационных действиях и неспособности поддерживать отношения с другими людьми. С таким асоциальным поведением сталкиваются педиатры, детские психологи, службы по работе с подростками и социальные учреждения.
Современными исследованиями доказано, что при становлении важнейших функций детского организма, прежде всего речевого и социального развития, наблюдаются так называемые сенситивные фазы, в ходе которых могут формироваться или не формироваться эти очень важные способности. Из этого следует, что основные задачи воспитания решаются в раннем детстве, в то время как воспитательное воздействие школы, а позднее других учебных заведений вплоть до университета имеет подчиненное значение для дальнейшей адаптации человека в обществе и формирования у него хороших деловых качеств. Общество, которое этого не понимает, готово впустую тратить миллиарды на университетские программы, хотя только миллионы, вложенные в семью, могут гарантировать, что большая часть наших детей будет воспитана достойными людьми.
Давно пора признать, что школьное воспитание играет подчиненную роль по отношению к воспитанию в семье. При этом условии родители должны научиться понимать школьные проблемы. Это вовсе не значит, что авторы настроены против школы и ее функций, а только то, что школа, как бы она дорого ни обходилась, ни в малейшей степени не может заменить родительский дом и семью.
Ни один родитель не может требовать от школы того, что он сам не дал своему ребенку!
Под этим углом зрения рассмотрим и вопрос готовности к школе. Не существует каких–то абсолютных критериев готовности ребенка к школе, исходящих из уровня физического и умственного развития ребенка. В Соединенных Штатах Америки дети обязаны посещать школу не ранее, чем в 8 лет. В некоторых европейских странах дети уже в возрасте 5 лет начинают школьное обучение. Но утверждение, что американские дети только в 8 лет бывают готовы к школе, в то время как европейские — уже в 5 лет, несомненно, неправильно. Готовность к школе определяется совпадением уровня развития ребенка с теми требованиями, которые ему предъявляет школа, причем не к умению ребенка писать, считать или читать. Школа в первую очередь требует или должна требовать достаточного уровня социального развития ребенка, чтобы он уверенно чувствовал себя в рамках школьного коллектива.
В школе требования к ребенку постоянно повышаются, особенно это касается внимания и концентрации. Вы не должны заблуждаться, предполагая, что если ваш ребенок высок ростом и крепок, то он соответствует также и морально–психологическим требованиям школы и сможет легко и просто вписаться в школьный коллектив.