Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 1)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456789101112131415

Если ребенку страшно

Чем меньше ребенок, тем меньше он боится различных предметов, людей, животных. Если у вашего ребенка в один прекрасный день возникает чувство страха перед каким–либо помещением, предметом, человеком или животным, вы должны знать, что ребенок, чтобы справиться с возникшим внезапно и неосознанно в его душе чувством страха, попытается разрядиться, перенеся страх на что–нибудь другое. Поэтому невозможно устранить страх ребенка, если, зная, что вызывает это чувство, вы будете внушать ребенку, что ничего страшного в «этом» нет, что «это» неопасно. Действуя таким образом, вы в лучшем случае добьетесь одного: у ребенка приглушится страх к этому предмету или объекту, и он начнет направлять свое чувство страха на новый объект. Как только он такой объект найдет, все начнется сначала. Если же вы сразу поймете, что ведьмы, злые собаки, учитель с палкой — это только подмена, на которую ребенок переносит свой страх не в состоянии с ним совладать, тогда можно попытаться выявить истинную причину страха ребенка, который так осложняет ему жизнь, а порой даже делает ее невыносимой.

Никогда так не нуждается ребенок в матери и отце в такой степени, как в то время, когда его охватывает страх, когда он жалуется на то, что боится чего–либо. И никогда не действуют родители столь неразумно, раня его душу, как в тот момент, когда на страхи ребенка они отвечают: «Глупость», «Чепуха» или «Стоит ли такой ерунды пугаться». Поступая так, родители оставляют ребенка один на один с его тревогами, опасениями, в угнетенном состоянии, что нередко является причиной душевных заболеваний, различных неврозов.

Вы должны выяснить, является ли страх ребенка обусловленным каким–либо реальным событием или это страх, облеченный в некий объект, подменяющий настоящую причину страха. Обусловленный каким–либо происшествием страх нередко возникает в результате пережитого ребенком внезапного испуга, например при неожиданном и опасном столкновении с животными, когда ребенка покусала собака, поцарапала кошка. Пережив такой испуг, ребенок начинает испытывать обусловленный страх, перенося его, например, на всех животных, покрытых шерстью, вплоть до безобидных кроликов. Обусловленный страх может быть и неконкретным, вызывая у ребенка тягостное, подавленное эмоциональное состояние, в этом случае разгадать, чем вызван такой страх, труднее всего.

Испуг испытывает ребенок при столкновении с кажущейся ему или действительной опасностью: животным, человеком, предметом или при резком изменении окружающей обстановки. Испуг проявляется частым дыханием и сердцебиением, ребенок пытается убежать или спрятаться. Если такое происходит с ребенком в ситуации, которая, с вашей точки зрения, совершенно безопасна, вам все–таки нужно внимательно отнестись к испугу ребенка и помочь ему преодолеть чувство страха.

Но не пытайтесь, пожалуйста, убедить ребенка, что все происходящее нестрашно, или ни в коем случае не заставляйте ребенка «быть храбрым», «не быть трусом» и даже приблизиться к тому объекту, который вызвал у него такой страх. Страх в таком случае может разрастись у ребенка до катастрофических размеров. Самый верный путь — дать понять ребенку, что вы можете защитить, укрыть его от опасности, пожалеть и приласкать его.

Можно загасить такой страх у ребенка, особенно если ребенок испытывает его в течение длительного времени, предложив ему лакомства и сладости, которые ребенок возьмет и сможет в полной мере насладиться ими, только когда избавится от страха.

В этом случае, как считают врачи, ребенок довольно быстро отвлечется, успокоится и затем окончательно забудет о своем страхе.

Так же можно поступать и в тех случаях, когда ребенок боится темноты, боится оставаться один, погреба, «кусачей» собаки, «злого» милиционера, кошки, почтальона, дворника и т.п.

У маленьких детей прежде всего страх возникает из–за того, что они могут остаться одни, что их могут покинуть. По этой причине дети испытывают страх часто и переживают его очень глубоко. Поэтому так неохотно дети спускаются в подвал или остаются в темном помещении, темнота для них превращается в символ полного одиночества.

Дети часто боятся, что их разлюбят родители. О том, насколько важно ребенку, чтобы его любили, говорят даже такие факты: когда ребенка обидят, то первое, что он говорит обидчику: «Я тебя больше не люблю». Взрослые не придают такого значения этим детским словам, объясняя их минутным настроением ребенка, особенно если сказаны они в ситуации, с точки зрения взрослого, пустяковой и незначительной. Если такие слова слышит ребенок в свой адрес, то для него это — настоящая угроза, способная вызвать сильный страх. Поэтому грубейшую ошибку делают те родители, которые, чтобы пресечь «неприличное» поведение ребенка, говорят ему, что они его больше не любят.

Ребенок не в состоянии понять, что подразумевается под «неприличным», «скверным» поведением и почему его из–за этого больше не любят. Угроза родителей оседает в душе ребенка, вызывая навязчивое состояние тревоги и страха. Часто такой страх проявляется в нарушениях сна ребенка: он вскрикивает во сне, часто просыпается в слезах, его мучают кошмары, в которых оживают испытанные днем угрозы и страхи. Тяжелые ночные состояния днем разряжаются в том, что ребенок пытается перенести истинную причину страха на объект, который бы ее подменял, чаще всего на различных животных, злых учителей, милиционеров, которые становятся как бы эрзац–объектами, заменяющими, например, отца, которого боится ребенок. Ваша задача — разобраться в истинных причинах, вызвавших у ребенка чувство страха. Часто у детей на улице при виде потока движущегося транспорта возникает страх, подкрепляемый вдобавок родителями, которые говорят об опасностях, грозящих ребенку на дороге. Разумнее было бы своей уравновешенностью и осмотрительным поведением придать ребенку чувство уверенности и надежности, безопасности. То же самое касается и страха перед учителями.

Ребенок старается победить свой страх, например, перед строгим отцом, бессознательно смещая причину своего страха на объект–заменитель, например на животное, учителя, улицу с бурным движением или школу.

Если вы хотите оградить своего ребенка от часто очень тяжелых невротических состояний, возникших в результате непреодоленных или подавленных, загнанных в потаенные уголки души страхов, которые могут угнетать человека на протяжении всей жизни, вы должны, как только обнаружите, что ребенок чего–то боится, приложить все силы для того, чтобы выяснить истинную причину такого состояния. Если вам не удается сделать это самостоятельно, тогда вы должны без промедления обратиться за помощью к профессиональному психологу или психотерапевту. Как только обнаружатся истинные причины страхов ребенка, нужно постараться устранить или хотя бы смягчить их.


« Предыдущая