Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 1)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456789101112131415

Критерии для оценки игрушки

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка, никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические, полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие наклонности, разбудить фантазию. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно непригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств. Младенец знакомится с миром прежде всего через контакт с кожей, получает представление об окружающем через ощупывание рукой, рассматривание различных цветов, форм. При этом основная его потребность — чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлениям малыша все познать через осязание.

Самые подходящие игрушки для маленьких — это те, которые можно кусать, чтобы унять зуд десен. Значит, сделанные из твердого дерева или мягких материалов, они должны хорошо мыться, не содержать ядовитых веществ и не линять. Они должны быть легкими, чтобы слабые ручки ребенка могли их удержать, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы ребенок не мог засунуть их в рот и подавиться. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок не смог ее раскусить или разорвать, чтобы не мог нанести себе вред.

Не покупайте детям пищащих и свистящих игрушек, они выковыривают «пищалку» и могут ее проглотить.

Для 2–летних очень хороши большой мяч, который не закатывается под мебель, различные пирамидки без острых углов, с устойчивым основанием. Мягкие зверюшки, с которыми ребенок охотно засыпает, должны хорошо стираться. Большая деревянная машина, в которой ребенок может катать своих любимых зверей, должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать и самого ребенка, если он вздумает на нее залезть. Из больших цветных кубиков ребенок будет строить башни и дома, пластмассовыми формочками, ведрами и совками играть в песке.

Первые книжки для 3–летних с крупными цветными понятными картинками должны быть достаточно прочными, чтобы ребенок их не разорвал. Куклы ребенок может одевать, катать в коляске, из простейшего конструктора строить дома. Ему пригодятся несколько зверюшек, лучше всего одна семья: например, мама–медведица, папа–медведь и ребенок–медвежонок; деревянные большие кубики, лошадка–качалка. В 4 года ребенку нужны товарищи по игре и гораздо больше места. Игрушки помогают развивать разнообразные движения и действия. Большой цветной мяч, звери, которых он может тащить за собой, 3–колесный велосипед, позже большая игрушечная машина и самокат дают возможность постоянно двигаться, тренировать ловкость. Игры требуют от ребенка одновременно упражнений на координацию, на удерживание равновесия. Особенно важно, чтобы у ребенка была игрушка, которой можно выразить свою любовь: кукла, которую он вовсе не рассматривает как нечто непригодное из бабушкиного сундука, как порой считают взрослые; медвежонок, плюшевая собачка или пушистый зайчик. Игрушка, которую малыш любит, заботится о ней, разговаривает с ней, — важнейший элемент, с помощью которого ребенок познает мир чувств. Играя с такой игрушкой, ребенок повторяет все ласковые слова, которые он услышал от мамы, он познает, что такое преданность, жалость и т.п. Эту имитацию материнских чувств, проявление глубокой привязанности, к сожалению, недооценивают многие родители.

Малыш рассматривает, прислушивается, ощупывает и даже сосет игрушки и делает открытия: оказывается, предметы бывают гладкие и шероховатые, круглые и квадратные, твердые и мягкие, светлые и темные, тихие и громкие. Очень важно, что ребенка окружают игрушки из самых разных материалов, чтобы он мог сравнивать, наблюдать, но нельзя давать ребенку сразу много разнообразных игрушек, лучше чередовать их. Первым строительным материалом, начиная с 2 лет, могут быть самые простые деревянные кубики, цилиндры, призмы, башенки. Только при помощи такого материала без прочного крепления ребенок может распознать, что устойчиво, а что падает, что может служить поддержкой и опорой при строительстве домика, а что для этого не годится. Такими кубиками ребенок может пользоваться много лет. У ребенка постоянно возникает желание делать то, что делают взрослые, действовать теми же орудиями труда, поступать так же, как папа и мама. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе социальной адаптации. Все свои стремления ребенок может осуществить прежде всего в ролевой игре. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки–матери», в «папу и маму», в «магазин», «доктора» и т.п. Порой такие игры очень близки к кукольному театру. Причем самое важное в таком представлении — это не то, что взрослый порой также принимает в них участие и показывает, как можно играть, а то, что сами дети раскованно, непосредственно и очень верно воспроизводят те или иные подмеченные ими жизненные ситуации.

Игрушка должна будить фантазию ребенка, а не сдерживать ее, как, например, говорящие куклы со скудным запасом слов и выражении.

Чем разнообразнее варианты игры с данной игрушкой, тем занимательнее она для ребенка, тем дольше не пропадает к ней интерес.

В игре ребенок воплощает впечатления и переживания от происходящего вокруг него и с ним. Ребенок, который никогда не ездил по железной дороге, не сможет играть с электрической железной дорогой, потому что не представляет себе ее назначение. Автомашины знакомы всем детям, поэтому машинки — излюбленная игрушка.

Важна и величина игрушки: маленькие дети охотнее играют с крупными игрушками, например им удобнее строить дома из больших цветных кубиков, но огромный плюшевый мишка вряд ли станет лучшим другом малыша, который мог бы его сопровождать повсюду.

От количества часто зависит успех игры. Большое количество строительных элементов в конструкторе расширяет возможности игры, позволяет использовать множество вариантов. Одна кукла с большим количеством всевозможных принадлежностей (одежда, кукольная коляска, кукольная посуда, домик для куклы и т.п.) всегда лучше, чем много кукол без всяких принадлежностей.

Материал, из которого изготовлена игрушка, и его прочность и долговечность должны соответствовать ее назначению в игре. Из любого материала можно сделать как плохую игрушку, так и хорошую. Особенно прочными должны быть игрушки для самых маленьких, но и здесь это качество нельзя утрировать. Если игрушка быстро ломается, ребенок испытывает разочарование, при этом в некоторой степени страдает и его чувство доверия к взрослым.

Форма и цвет не только помогают выработать у ребенка вкус, но и влияют на возможности игры и формирование представлений об окружающем мире. Из слишком разноцветных кубиков трудно строить; слащаво сделанные фигурки зверей могут вызывать только сентиментальные чувства; карикатурный и искаженный их облик приводит к неправильному восприятию мира животных.

Конструкторы и модели для сборки должны быть достаточно простыми, чтобы ребенок мог в них разобраться, причем внимание в них должно уделяться больше чисто техническим процессам и приемам, чем внешней схожести с «оригиналом».

Безопасность означает каждый раз что–то свое для каждого ребенка в отношении определенной игрушки. Серьезные опасности, разумеется, устраняют, но излишние меры предосторожности часто сокращают игровые возможности, игрушка становится далекой от действительности. Ведь мир, с которым ребенок сталкивается ежедневно, тоже имеет края и углы.

Цена должна соответствовать игровым возможностям и долговечности игрушки, иначе может получиться так, что вроде бы дешевые игрушки фактически превратятся в самые дорогие. Маленький совет: нужная для развития ребенка, но слишком дорогая по цене игрушка может стать общим подарком от родственников, купленным вскладчину.

Выделите ребенку место, время и возможность для игры, в том числе и для школьника. Воспринимайте игру ребенка так же серьезно, как свою работу или увлечение. Проявляйте живой неподдельный интерес к ней, но не вмешивайтесь то и дело со своими замечаниями. Дарите подходящие игрушки ребенку в нужное время в соответствии с возрастом, а не только к Рождеству. Игрушка, подаренная слишком рано, не соответствующая возрасту, разочаровывает ребенка, приводит к неудаче в игре, а ведь удача в игре значит очень много: она вырабатывает уверенность в себе, побуждает ребенка решать более трудные новые задачи. Покупайте не ту игрушку, которая понравилась вам, а ту, которая доставила бы радость ребенку и принесла бы ему пользу.

Для развития ребенка гораздо важнее те игрушки или игры, с помощью которых можно что–то исследовать, сооружать, включиться в ролевую игру. Прежде всего это касается тех игрушек, которые длительное время занимают ребенка побуждают его к творчеству, например кубики, строительный материал, песок, пластилин. Замечено, что в конце такой игры ребенок чувствует удовлетворение особенно если окружающие узнают, какие именно сооружения или фигурку он соорудил или слепил.

Среди групповых игр большое значение имеют салки, игры на угадывание Важно учиться быть и побежденным, правильно воспринимать, что у товарища в игре могут быть лучшие результаты, подчиняться правилам игры и признавать выигрыш другого. Важно, что благодаря игре ребенок поймет, что в жизни случается и проигрывать.


« Предыдущая Следующая »