Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принедлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Нет ничего важнее семьи.
В последнее время все исследования в области педагогики и психологии вновь и вновь подтверждают давно сделанный педиатрами вывод о том, что ничто не может повлиять на развитие и воспитание ребенка сильнее семьи. В семье закладывается фундамент дальнейшей жизни ребенка.
Маленькие дети могут вынести почти все, будучи под защитой семьи. Даже война, как доказала знаменитый детский психолог Анна Фрейд в своей книге «Дети войны», мало значила для большинства детей, пока она только угрожала их физической безопасности и ухудшала условия жизни. Война меняла жизнь ребенка, если он оказывался оторванным от своей семьи, и его первые только зародившиеся эмоциональные связи с родными и близкими были порваны.
Значение ранней связи ребенка с родителями американский специалист, изучающий детскую психологию, Эмма Н.Планк выразила в стихотворной форме. Стихотворение показывает, как воспринимает ребенок своих родителей.
Отца я слушаю, мне ничего не страшно.
И мать я слушаю, не буду одинок,
И от любви нехватки не страдаю.
Когда я голоден, они меня накормят,
А загрущу — печаль прогонят прочь.
Когда в смятении — дадут душе опору,
Мое доверье ничему не превозмочь.
Когда я болен, знаю я, что мне помогут,
Когда здоров и весел, по глазам
Я выражение любви читаю.
А сердце мое льнет к сиянью их улыбок.
От смеха их я прихожу в воспюрг.
Я слушаю отца и мать, они мой идеал,
Они мои король и королева.
На свете никого мудрей, достойнее, честнее,
Смелее и прекраснее их нет.
И никогда я ничего не испугаюсь,
Любовь и доброта их навсегда со мной.
Бедствие для наших детей — тот факт, что, сколько вокруг ни говорят о матерях, в действительности необычайно важный материнский труд мало ценится. Некоторые социологи и даже отдельные психологи полагают, что воспитание ребенка матерью — ненужный в настоящее время пережиток, который легко можно заменить воспитанием в детских учреждениях.
Поборники движения за «освобождение» женщин не устают повторять, насколько малоценен труд домохозяйки и матери. Лозунг о чувстве неудовлетворенности у матерей нашел немало сторонников. К счастью для наших детей и для нашего общества, матери не поддались влиянию этой болтовни. Они знают, что заменить их никем и ничем нельзя. Социологические исследования показали, что ни один слой общества не испытывает такого удовлетворения от своего труда, как матери, несмотря даже на то, что государство и общественность все еще не оценивают его по достоинству. Ведь основная часть народного достояния — это домашние хозяйства, в них вкладывается большая часть средств, а вовсе не в фабрики или государственные учреждения. Если не ухаживать за своим достоянием, оно приходит в упадок. Если не признать важности труда матерей, шансы на нормальное развитие наших детей можно расценить как безнадежные.
Об исключительной важности труда матери говорит хотя бы затрачиваемое на него время. Ребенок требует к себе внимания и день и ночь, не говоря уже о заботах по хозяйству. Грудной младенец ежедневно около 5 часов непосредственно общается с матерью.
Перед кормлением мать держит его на руках, затем прикладывает к груди, на все это требуется время. Небольшой перерыв, чтобы ребенок срыгнул, занимает еще несколько минут. Когда кормление закончено, ребенка нужно снова подержать в вертикальном положении, чтобы он срыгнул. Затем малыша нужно перепеленать, все это время он находится в теснейшем телесном контакте с матерью. Переодевание в чистую одежду означает подмывание, обработку кожи ребенка кремом, маслом или тальком. Все эти гигиенические процедуры мать совершает не механически, она разговаривает с малышом, ласкает его, мимоходом чему–то учит. На каждое кормление вместе с гигиеническими процедурами уходит час, а на 5 кормлений — 5 часов, во время которых мать непрерывно занята только малышом. Мы еще не учли купание младенца вместе с предшествующими приготовлениями, а также прогулки на свежем воздухе, стирку пеленок, покупку молока, приготовление еды. Кормящая мать находится на пределе своих сил, порой она устает так, что у нее подкашиваются ноги. Временами, когда она сидя кормит ребенка, она может от усталости и переутомления заснуть. Еще тяжелее приходится матерям близнецов, потому что помимо физической нагрузки они постоянно испытывают и дополнительную психологическую. Мать близнецов, занятая своими детьми по 10,5 часа в день, часто мучается вопросам: не уделила ли я больше внимания одному ребенку за счет другого?
К многообразным нагрузкам, связанным с уходом за грудным ребенком, прибавляются для каждой матери еще и обязанности по ведению домашнего хозяйства, заботы и хлопоты во благо других членов семьи.
Без преувеличения можно утверждать, что матери испытывают такую же нагрузку, как рабочие, занятые тяжелым физическим трудом. А ведь работа матери для развития ребенка намного важнее любой другой работы вообще. В первые месяцы жизни мать закладывает основы, которые самым решающим образом сказываются потом на его росте и развитии. Постоянно находясь рядом с ребенком, она определяет формирование его характера, мировоззрение, становление его как члена общества. Этим она приносит пользу всем нам вместе и не в последнюю очередь является носителем культуры вообще. Это должны наконец–то осознать и отцы.
Члены семьи не должны выполнять одну и ту же роль, общаясь с ребенком. Только если соблюдать определенные правила, ребенок станет воспринимать членов семьи как своих помощников, а не как возмутителей спокойствия. Чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в общении с матерью. Становясь старше, он воспринимает отца как заместителя матери. Когда малышу исполнится 10 месяцев, родителей временно могут заменить старшие братья и сестры. Тяжелее ребенку привыкнуть к бабушке и дедушке, если они не общаются с ним ежедневно. В период, когда ребенок начинает пугаться чужих, т.е. между 6 и 9 месяцами, он явно предпочитает мать. В представлении ребенка всем членам семьи отводится своя роль, они как бы подчиняются в его глазах некоей субординации. Ребенок сердится, если установленный им порядок в отношении других членов семьи не выдерживается, когда, например, бабушка пытается оспаривать место матери.
С 8–го месяца жизни ребенок интенсивно познает окружающий его мир. Все, что он видит и ощущает, накапливается в его памяти, анализируется, связывается с уже имеющимися впечатлениями. У него вырабатывается определенное отношение к тому или иному явлению, человеку. Так, через ощущения он учится любить свою мать; постепенно осознает, что люди, которые чаще всего находятся рядом с ней, — это близкие и ему люди, это его семья. После матери отец стоит для ребенка на втором месте по значимости. Ребенок обычно очень тонко воспринимает малейшие оттенки взаимоотношений. Отец в семье, где царят нормальные здоровые отношения, пользуется особым уважением. Ребенок естественным образом настраивается на такое же отношение к отцу, ощущая его авторитет.
Здесь следует остановиться на важной роли главы семьи по отношению к ребенку. Он должен стать малышу настоящим отцом и оставаться им навсегда, если хочет, чтобы его ребенок нормально развивался духовно и умственно, чтобы у него сформировались нормальные отношения с окружающими. Во многих странах стало семейной традицией, что по воскресеньям отец находится полностью в распоряжении детей. По сравнению с прошлым современные отцы располагают гораздо большим временем и, если только захотят, могут уделять детям больше внимания.
О значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т.е. рожденных вне брака, в 2 раза выше, чем смертность детей, рожденных в браке. Мальчики, лишенные отцовского внимания, часто проявляют себя как недостаточно зрелые, несамостоятельные, они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству. Таким детям нужна обязательная помощь.