Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 1)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456789101112131415

Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци говорил: «Без отца мальчик не станет мужчиной». Эта мысль справедлива сегодня, как и прежде. Ее только можно было бы несколько расширить, сформулировав таким образом: «Без родителей грудной ребенок не станет нормальным человеком». Роль отца в семье и обществе становится понятной, если принять во внимание, что женщина, находясь в прочных брачных отношениях, при поддержке отца может передать своим детям чувство уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, не имеющая поддержки мужа и вынужденная сама воспитывать своего ребенка.

Научно не доказано, может ли отец обеспечить в такой же степени, как мать, уход за ребенком в самые первые месяцы жизни, может ли он заложить те основы, которые так важны для дальнейшего социального развития ребенка. В самый ранний период жизни ребенка, когда мать вскармливает его грудью, она для ребенка значит все, ее значение невозможно переоценить. Развитие речи, формирование навыков общения с окружающими, гармоничные отношения с миром, в котором живет ребенок, также прежде всего связаны с матерью как с эталонной личностью. Хотя и можно предположить, что в исключительных обстоятельствах отец может стать эталонной личностью для ребенка раннего возраста, однако фактических сведений, подтвержденных научно, на этот счет нет.

В любом случае отец должен участвовать в воспитании ребенка, помогать матери прививать ребенку навыки общения с окружающими. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляя ему одинаковые требования. Пренебрежительное отношение отца к ребенку, его неприятие малыша, так же как и несовпадение методов воспитания, ведут к тяжелым душевным травмам и внутренним конфликтам. В раннем возрасте ребенок постоянно будет отдавать предпочтение матери.

Прежде всего отец должен помнить, что только любовью можно воспитать у ребенка правильное поведение, «впечатать» модель такого поведения в его память. Самое главное — постоянно поощрять правильные действия. Если ребенок выполняет ваши требования и ведет себя так, как вам хотелось бы, нужно сразу же его поощрить, поддержать, но не лакомством или деньгами, а добрыми словами, лаской и т.п. Слово одобрения действует на ребенка сильнее, чем материальное поощрение. Отцы должны придерживаться этого научно обоснованного принципа воспитания и ни в коем случае не применять «авторитарные» методы муштры. Авторитет у ребенка можно завоевать только добрым дружеским отношением. Кто хочет безраздельно повелевать ребенком, во всем подавляя его, должен держаться от детей подальше.

Важнейшая часть познания и обучения — подражание. Каждый отец должен осознавать это и всегда помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи, и прежде всего в отношении к матери! Уже по этому можно судить, насколько важны роль отца и его поведение для развития маленького ребенка.

Одна из главных целей родителей — воспитать в ребенке самостоятельность. Сначала ребенок учится самостоятельно ходить, затем играть. Но все это еще происходит в присутствии матери. Однако настает такой момент, когда подросший ребенок начинает один общаться с другими детьми и взрослыми. Навыки такого общения также нужно развивать. Одна из грубых ошибок — препятствовать ребенку в приобретении навыков самостоятельности. Некоторые матери, движимые страхом за ребенка или превратно истолковываемой любовью, стараются оградить его от малейших трудностей: не дают ему самостоятельно одеваться, все время вмешиваются в его игру, не позволяют играть с другими детьми. Разумеется, опасность такой чрезмерной заботы особенно велика в той семье, где растет единственный ребенок. Мать, естественно, всю свою любовь, все свои страхи и тревоги концентрирует на своем единственном и ненаглядном, в то время как в семье, где несколько детей, внимание матери распределено между ними.

С рождением в семье второго малыша многое меняется, и эти изменения затрагивают всех членов семьи. Второй ребенок уже застает своих родителей в ином состоянии, воспринимает их другими, чем первый. У второго ребенка родители уже более опытные, они не станут с тревогой воспринимать каждое его движение. Даже фотоальбом каждого следующего ребенка становится тоньше. А уж при рождении третьего ребенка у матери остается совсем мало времени, и большим подспорьем ей является помощь старших детей.

Финансовое положение семьи также меняется с рождением каждого следующего ребенка. Особенно тяжело приходится молодым семьям, ведь финансовое положение несколько улучшается, только когда отец семейства имеет большой стаж работы. Поэтому именно молодым семьям нужна финансовая поддержка. Семьи, где несколько детей, в финансовом отношении оказываются порой в наиболее невыгодном положении, так что дети без особого восторга воспринимают рождение братика или сестрички. А ведь братья и сестры играют свою роль в воспитательном процессе. В общении между собой, даже во взаимных ссорах у них естественным путем вырабатываются основные черты характера: умение уживаться друг с другом, считаться с мнением других, самоутверждаться, помогать друг другу, вместе справляться с какой–то работой и т.п.

Ребенок остро переживает, когда вдруг все вокруг начинают интересоваться только недавно родившимся малышом, а он сам оказывается на втором плане. Задача родителей — показать ему, что он теперь стал другим, старшим и тоже должен любить маленького.

Чтобы ребенок правильно понял свою новую роль в семье, нужно его вовремя подготовить к рождению малыша. Заботливые родители заранее объяснят ребенку, какой хорошенький будет у них малыш, как приятно за ним ухаживать, сделают все, чтобы у старшего ребенка не возникла ревность к маленькому, постараются в присутствии старшего ребенка не говорить только о малыше, воспользуются тем временем, пока маленький спит, чтобы побольше позаниматься и поговорить со старшим ребенком. Помогая родителям в уходе за братиком или сестричкой, ребенок учится самостоятельности.

Социальное развитие обоих детей происходит естественным путем, и мать никого при этом не обделяет. Младшему ребенку в самые первые месяцы необходимы зрительный контакт с матерью и тесный физический контакт. Старший ребенок удовлетворит свои потребности в общении с матерью, если будет самостоятельно играть в поле ее зрения. Позже ему будет достаточно знать, что мать находится поблизости. Поэтому появление в семье малыша является естественной гарантией того, что каждый ребенок пройдет определенные ступени в формировании самостоятельности.

В семье, где растет единственный ребенок, существует опасность, что естественный процесс развития может не осуществиться полностью. Поэтому все родители, которые не хотят или не могут больше иметь детей, должны своевременно позаботиться о том, чтобы у их ребенка в качестве своеобразной замены брата или сестры был товарищ по играм, которого можно было бы приглашать к своему ребенку. При этом рекомендуется, чтобы ребенок играл не со сверстниками, а с детьми постарше, чтобы таким образом создать иллюзию разновозрастных детей в семье, как это обычно бывает. Лучше, если мать грудничка или годовалого ребенка пригласит к себе мать с 2– или 4–летним ребенком. Ребенок постарше будет учиться помогать маленькому, а малыш будет в играх подражать старшему. Таким образом дети бессознательно, но эффективно взаимно друг друга воспитывают.


« Предыдущая Следующая »