Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 1)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456789101112131415

О дедушках, бабушках, дядях, тетях и мачехах

С волнением ждут бабушка и дедушка рождения первого внука. Иногда они переживают даже больше, чем молодые родители.

И все–таки бабушка и дедушка должны всегда помнить, что родители малыша не они и что нельзя слишком активно вмешиваться в процесс воспитания. У каждого поколения свой стиль воспитания, свои методы, каждое поколение должно обогатиться своим собственным опытом, в чем–то схожим с опытом старшего поколения, а в чем–то и различном, самостоятельно найти правильный путь и сделать свои ошибки. Советы бабушки, хотя они полезны, нужно принимать только тогда, когда они каким–то образом связываются с уже накопленным опытом молодых родителей.

Поэтому бабушки и дедушки должны в принципе наблюдать за воспитанием внуков как бы немного со стороны, не проявляя чрезмерной активности. Свое дело они уже сделали, внеся таким образом свою лепту и в воспитание внуков: тем, что были примером в свое время для родителей новорожденного.

В последние десятилетия, однако, бабушки стали играть все более заметную роль в воспитании внуков. Ведь матери уходят на работу обычно на целый день. И для ребенка матерью становится тот человек, который с ним постоянно общается, обучает, прививая важнейшие навыки: учит говорить, быть самостоятельным, любить окружающих и т.п. То лицо, которое ежедневно 5 — 6 часов постоянно находится рядом с малышом, кормит его, разговаривает с ним, ходит с ним гулять и т.п., воспринимается ребенком как мать. Если ребенок воспримет от бабушки все необходимые для дальнейшей жизни модели поведения, если под ее воздействием у ребенка сформируются важнейшие черты характера и навыки, то бабушка фактически превратится для ребенка в мать. В таких сложившихся в результате различных причин жизненных ситуациях самое важное, чтобы у бабушки ребенка и его матери были между собой гармоничные дружеские отношения, чтобы во всех вопросах по уходу и воспитанию они действовали согласованно. Бабушка должна осознавать, что когда–нибудь ее функции как заместителя матери могут закончиться.

Мать ребенка должна тоже отдавать себе отчет в том, что бабушка на то время, когда она ее замещает, для ребенка действительно становится матерью. Все возникающие между бабушкой и матерью разногласия и конфликты должны быть безотлагательно разрешены, пока они не дошли до ушей ребенка. Ни в коем случае нельзя вмешивать в них ребенка.

Родная мать в такой ситуации превращается для малыша в добрую тетю, занимающуюся им по выходным дням. Она не должна навязывать свой стиль воспитания, вмешиваться в действия бабушки и выходить за пределы своей роли. Руководство в вопросах и методах воспитания должно быть полностью передано бабушке. В противном случае мать может в большей или меньшей степени отрицательно повлиять на развитие ребенка.

Роль бабушки в качестве заместителя матери особенно важна в первые четыре года жизни ребенка. В этот период ребенок постепенно становится самостоятельным. Если он приобретет в это время навыки общения, он сможет ходить в детский сад, играть с другими детьми, правильно воспринимать посторонних взрослых людей. После 4 лет ребенок уже в состоянии некоторое время провести, общаясь с воспитательницей в детском саду, со знакомой матери, с тетей, довольно уверенно ведет себя в отсутствие матери. Именно после 4 — 5 лет жизни ребенка мать, если ее роль до этого исполняла бабушка, может активнее вмешаться в воспитание ребенка.

Большая семья придает уверенность в жизни, является для человека опорой. Дети на себе ощущают, были ли у их родителей братья и сестры или они росли одни. В большой семье стиль и методы воспитания передаются от поколения к поколению естественным путем.

Но нужно иметь в виду, что маленький ребенок не может понять, что дяди и тети стремятся познакомиться с племянниками, подружиться с ними. Когда родственники приходят в гости, ребенка заранее учат: «Не забудь поздороваться», «Веди себя хорошо», а затем для ребенка наступают ужасные мгновения: «Расскажи стишок», «Спой песенку» и т.п. Родители, гордясь, демонстрируют своего малыша. Они тешат свое самолюбие, а для ребенка же это настоящая мука.

Нужно иметь в виду, что родственники становятся для ребенка тем привлекательнее и желаннее, чем старше ребенок. Только школьник может с радостью ожидать каникул, которые планируется провести в гостях у дяди и тети, предвкушая нечто интересное. Он может с удовлетворением убедиться, что в семье родственников придерживаются примерно такого же стиля жизни, как и в родном доме.

Потеря отца, который, как правило, является кормильцем и образцом мужского поведения в семье, воспринимается обычно маленькими детьми не так глубоко, как потеря матери, которая полностью меняет жизнь ребенка. Вместе с матерью ребенок теряет любовь, нежность, ощущение защищенности. В раннем возрасте он ощущает это еще острее. Отсутствие матери может в значительной степени отрицательно повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Поэтому для грудного малыша или ребенка раннего возраста, оставшихся сиротами, нужно по возможности скорее найти женщину, которая, желая добра ребенку, заменила бы ему мать. В глазах общественности мачеха совершенно несправедливо представляется отрицательной фигурой. Сказки, в которых речь идет о злых мачехах, рассказывают об исключительных случаях. Разумеется, любая «смена» матери сопряжена с немалыми трудностями. Но нельзя усложнять ситуацию, заранее подозревая в мачехе недобрые качества!

И все–таки, чтобы не нарушить процесс нормального развития ребенка, другого выхода, чем по возможности быстрее найти ребенку женщину, способную заменить сироте мать, нет. Это следует знать всем.

Хорошо известно, какое бедствие для детей развод родителей. Ради блага детей при разводе нужно прежде всего учитывать и с уважением относиться к их интересам. В зависимости от обстоятельств один из родителей должен хотя бы на время прекратить свои притязания на ребенка. Ведь разыгрываются настоящие семейные трагедии, когда разведенные родители пытаются разделить детей между собой, оспаривают свои права на них через суд и т.п.

Проблемами воспитания детей из неполных семей занимаются многие учреждения. К сожалению, родители слишком мало знают о том, какое зло они причиняют своим детям, лишая их ощущения защищенности в кругу семьи.


« Предыдущая Следующая »