Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 1)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456789101112131415

Основные правила воспитания, которые должны вам помочь

Самое главное правило, лежащее в основе всех воспитательных процессов, вытекает из биологии человеческого организма. Каждый ребенок уникален, это единственное в своем роде существо.

Это связано с наследственностью. Количество различных наследуемых от отца и матери черт и свойств и их сочетаний так велико, что вероятность того, что на свете появятся два совершенно одинаковых человека с одними и теми же чертами и свойствами, составляет 1 к 1 с 10000 нулей. Чтобы напечатать это число, потребовалось бы заполнить несколько страниц этой книги. Итак, всем родителям должно быть ясно, что каждый ребенок единственный в своем роде и отличается от других, а значит, к нему нужно применять и другие методы воспитания.

В 1908 г. знаменитый детский врач А.Черни написал книгу «Врач как воспитатель детей». В этой книге отражается уровень тогдашних сведений по вопросам педагогики. Сведения эти во многом подтверждаются и сегодня, но кое от чего следует отказаться. Так, например, Черни совершенно правильно писал: «Между новорожденным или грудным ребенком и его родителями не существует врожденного родства душ. Все, что определяется как природная материнская любовь или как выражение особой привязанности ребенка к матери, является только результатом приобретенного взаимного приспособления. Ребенок знает и ценит только того, кто кормит его и ухаживает за ним. Между этим лицом и ребенком развиваются те самые отношения, которые ценятся превыше всего, если они складываются между родителями и ребенком.

Для ребенка, которого кормит кормилица или няня, именно она, чужой человек, становится матерью вопреки каким–либо родственным отношениям, а отчуждение ребенка от родной матери тем больше, чем реже он ее видит. Мать, которая не кормит сама свое дитя, уже на первом году жизни возводит стену между собой и ребенком, которая в дальнейшем никогда уже не будет полностью разрушена».

«Уже в первые годы жизни ребенок впитывает огромное количество впечатлений, которые под воздействием рано развивающегося стремления к подражанию формируют его определенные психические характерные особенности. Уже сама улыбка грудного ребенка является имитацией улыбки кормилицы или няни, мимика ребенка находится под непосредственным влиянием примеров мимических реакций окружающих его лиц».

Насколько приведенные выше высказывания Черни в полной мере подтвердились в результате научных исследований, настолько неправ он в следующих, в те времена широко распространенных представлениях: «…грудной ребенок развивается лучше всего, если за ним осуществлять хороший уход, а в остальном лучше его по возможности предоставить самому себе. Все попытки уже на первом году жизни пробудить внимание ребенка и таким образом стимулировать его умственное развитие действуют на него только отрицательно. Дети в частных домах больше подвержены опасности не знающего меры воспитательного усердия.

Слишком мало принимается во внимание то, что у ребенка чрезвычайно быстро уже в первые недели жизни формируются привычки; не учитывается, как быстро растут запросы ребенка, если он получает новые и новые соблазны и раздражители». «Чем больше ребенок бодрствует, тем больше у него времени, чтобы наблюдать и накапливать впечатления, тем больше возможности активных занятий и развлечений, это совсем нецелесообразно. Обладающий живым умом ребенок должен быть больше предоставлен самому себе».

В противоположность Черни, чьи рассуждения повлияли на мировоззрение целых поколений детских врачей, врач и педагог Мария Монтессори в результате наблюдений за маленькими детьми пришла к совершенно иным выводам: «Если учесть, что у ребенка с рождения в течение первых 2 лет жизни за счет впечатлений от окружения закладываются основы его развития, значит, он должен находиться в контакте с окружающими его людьми, знакомиться с внешним миром. Ребенок должен жить рядом со взрослыми и принимать участие в их жизни. Если хотят, чтобы родной язык вошел в кровь и плоть ребенка, значит, он должен слышать, как разговаривают окружающие его люди, у него должна быть возможность вступать с ними в разговор. Раз от ребенка требуют адаптироваться в обществе, значит, он должен наблюдать общественную жизнь, принимать в ней участие, быть свидетелем проявления привычек и характеров людей, чтобы лучше узнать свой народ».

Существуют некоторые основные правила воспитания в семье, на которых хотелось бы еще раз остановиться.

Все воспитательные процессы только тогда дают результат, когда происходят постоянно в одних и тех же условиях. Под этим в первую очередь подразумевается непосредственное постоянное общение с ребенком в первые годы его жизни одного лица. Одинаковые условия включают в себя и окружающую ребенка обстановку, и размеренный режим дня. Чтобы это понять, нужно представить себе, с какой неуверенностью ребенок вступает в этот мир. Он находится в положении человека, который должен пройти по узенькому мостику над глубокой пропастью. Перейти по мостику не составит особого труда, если у него есть перила — чувство безопасности и уверенности. Без них трудно себе представить, возможно ли это вообще. Постоянные условия — это те же перила, помогающие ребенку в незнакомом ему пока мире. Он словно повторяет упражнение на одном снаряде до тех пор, пока не овладеет им полностью и будет выполнять его абсолютно уверенно.

Воспитание путем похвалы и поощрения — этот педагогический принцип должен стоять на первом месте. И напротив, любой воспитательный успех можно свести на нет наказаниями. Известно, что высшей похвалой для человека считается, когда на него или его поступок обращают внимание окружающие. Еще в большей степени это касается ребенка. Желание, чтобы на него обратили внимание родители, т.е. таким образом поощрили, может быть у ребенка таким сильным, что некоторые дети даже физическое наказание воспринимают как поощрение. Отсюда вытекает, что невнимание к ребенку, игнорирование его являются для ребенка сильнейшим наказанием, несравнимым даже с физическим.

Самое действенное средство воспитания — пример. Так называемое имитационное обучение, т.е. обучение методом подражания, гораздо более эффективно, чем вербальное обучение, т.е. обучение путем объяснений, поучений или высказывания неодобрения, ругани. Поэтому становится ясно, что строгое авторитарное воспитание само по себе противоречиво. Ведь каждый пример, образец поведения потому и является образцом, что исходит от лица, пользующегося у ребенка авторитетом. Чем больше его авторитет, тем пример оказывается действеннее. Авторитет, который зиждется на наказании, нельзя назвать таковым.


« Предыдущая Следующая »