Следует отличать науку о здоровье от торговли здоровьем.
Януш Корчак
Вопреки широко распространенному мнению, которое странным образом поддерживают некоторые педагоги и психологи, агрессивность детей (если они здоровы) не врожденное качество, а, как правило, результат неправильного поведения окружающих. Обращая внимание на малейшее проявление агрессивности, они закрепляют у ребенка эту форму поведения.
Дети — это вовсе не взрослые маленького роста, поэтому нельзя обращаться с ними как со взрослыми. Странно, что эта мысль впервые за всю историю человечества была сформулирована лишь в 1900 г., и с тех пор распространилась по всему миру.
Невероятно, но факт, что ни древние греки, ни римляне, ни ученые средневековья не воспринимали ребенка особенным существом, коренным образом отличающимся от взрослых.. Ни в древности, ни в средние века не существовало науки о детских болезнях. Даже в искусстве дети изображались как маленькие взрослые с искаженными пропорциями. Только в 1450 г. итальянский художник Филиппе Липпи изображает младенца в образе Иисуса Христа с привычными для нас пропорциями. Примерно с этого времени в искусстве дитя и его мир начинают восприниматься не как уменьшенная копия взрослого. Но пройдет еще почти три столетия, пока люди поймут, что ребенок воспринимает мир иначе, чем взрослый, что у ребенка свой, отличный от взрослого образ мышления и ощущений.
Свобода воспитания означает, что ребенку надо достаточно рано предоставлять возможность проявлять самостоятельность. Сначала небольшими порциями, затем все больше.
М. Монтессори свободу ребенка в воспитании понимает так: «Когда мы требуем свободы ребенку в воспитании, то нас не понимают, потому что людям знакомы испорченные дети, по поведению которых ложно истолковывают это слово «свобода». Люди думают, что мы требуем потакать ребенку в его лени, уступать его капризам, предоставлять ему буйствовать, все разрушая вокруг».
Только тот ребенок свободен, который достаточно рано научился отвечать за свои поступки и, ощущая эту свободу, старается так же обращаться с другими детьми. Нередко даже психологи и педагоги понимают свободу поведения как неподчинение ребенка правилам поведения, несоблюдение им обязательств и обязанностей, невыполнение своих дел или обещаний, данных другому ребенку или взрослому. Такая «свобода» наносит ребенку непоправимый вред, из нее вырастает агрессивность, от которой в равной степени страдают и родители, и дети. Современные исследования форм поведения отражают положения теории аналитической психотерапии.
Мы требуем от всех воспитателей только скромности и внутренней собранности. Мы требуем уважения к ребенку с первых дней его жизни, чтобы из испорченных детей не выросли испорченные взрослые.
Многие педагоги и большинство родителей рассматривают детство как переходный период к стадии взрослости и исходя из такой точки зрения определяют все
потребности ребенка. Ребенку с его творческими устремлениями взрослые оставляют самую малую толику усилий в процессе развития и получения знаний. Ребенку принадлежит первое место, а учитель должен следовать за ним и поддерживать его. Для пользы ребенка взрослый должен отказаться от своей активности. Ему следует быть пассивным ради активности ребенка. Учитель должен дать ребенку проявить свои способности самовыразиться. Нет большего препятствия для раскрытия детской индивидуальности, чем взрослый, который, превосходя ребенка по силе и влиянию, власти, противится выражению воли и устремлениям ребенка.
«Мы постоянно ощущаем, что родители должны научиться от своих детей очень многому», — так писала врач и педагог Мария Монтессори.
Теперь мы знаем, что ребенок должен шаг за шагом «врастать» в образ мыслей и чувств взрослого человека. Трудно самому все познать, прочувствовать и продумать, но мать и отец не должны лишать его этого труда, их задача — предоставить для этого возможность.
Ребенок, которого от всего оберегают, которому не позволяют делать то, к чему он стремится, который постоянно слышит запреты и нравоучения, которого в случае неподчинения подвергают физическим наказаниям, подавляя его волю, возможно, станет послушным и будет вести себя хорошо. Но можно с уверенностью сказать, что из такого ребенка вырастет духовный урод. Протяните руку помощи своему ребенку, когда он нуждается в ней, но никогда не муштруйте его, не превращайте его в дрессированного человечка.
Не надо постоянно одергивать его, давать советы и приказы. Если вы заняты неотложными делами, никогда не гоните ребенка прочь, скажите ему несколько успокаивающих, ласковых слов, объяснив свою занятость. Это в большей мере относится к отцу: после работы он всегда должен уделить время своему ребенку, даже если хочет почитать газету или посидеть перед телевизором. У ребенка всегда возникает множество проблем, в мире для него еще так много непонятного, что вопросы сыплются как из рога изобилия, и на все он должен обязательно получить ответы в доступной для его возраста форме.
В самом раннем возрасте на все вопросы ребенка нужно отвечать коротко и правдиво. Ответ должен удовлетворить любопытство ребенка.
Позже ребенок начнет отвечать на свои вопросы сам, он будет находить некоторые ответы в книжках с картинками, которые он рассматривает вместе со взрослыми. Он будет познавать мир при помощи хороших игрушек, поэтому позаботьтесь, чтобы они у ребенка были. Не надо думать, что ребенок не должен смотреть взрослые книги или журналы только потому, что еще не поймет, о чем там идет речь.
Чтобы ребенок был душевно здоров, нормально развивался, ему нужны не только ваше внимание, любовь, нежность, но и обязательно признание, одобрение. Особенно это нужно ребенку, который начинает общаться с другими детьми или идет в школу.
Столкновения с другими детьми, особенно когда невозможно убежать и найти защиту у мамы, — тяжелое испытание, особенно для единственного ребенка в семье. Маленькие дети не имеют представления о морали и постоянно пытаются взять верх над другими детьми. Если ваш ребенок не принадлежит к тем довольно редким маленьким индивидуумам, которые добиваются признания и успеха бесцеремонностью или обезоруживающим очарованием («А вот и наше солнышко!»), то ему нужна ваша постоянная помощь. Его нужно или утешить, когда это оправданно, или подбодрить. Чем младше ребенок, тем незамедлительнее должна быть ваша похвала, если он совершил благое дело.
Дети всегда живут настоящим. Довольно поздно к ним приходит ощущение времени. Поэтому маленький ребенок, который еще не научился говорить, относит вашу похвалу именно к тому, что он делает в данную минуту. Разумеется, существуют вещи, которые нужно непременно запрещать, или действия, от которых ребенка надо оградить даже силой, если это опасно или угрожает жизни. В таких случаях нужно спокойно, не выходя из себя, постоянно напоминать ребенку об опасности, сопровождая слова выразительной жестикуляцией. Отцы особенно часто считают, что стоит им ребенку все хорошо объяснить, как он это навсегда усвоит. Они не учитывают, что ребенок с трудом понимает аргументы и логические выкладки, даже если кивает головой и говорит: «Да, папа, я понял». Ребенок подтверждает, что он все понял только потому, что хочет побыстрее выпутаться из той или иной ситуации, потому что уже усвоил: вы как раз и ждете от него такого подтверждения.
Если отец не поймет, что стоит за таким быстрым пониманием ребенка, то рано или поздно такое «воспитание» закончится «взбучкой», отчуждением ребенка, безропотным смирением или отдаленностью. Любой из этих исходов достаточно плох для ребенка и общей обстановки в семье. Не забывайте, что для ребенка главными примерами всегда бывают отец и мать. Даже когда, захлебываясь слезами, жмется в уголке, он все еще любит своих родителей всем сердцем. Ребенок оплакивает не мать и не отца, он плачет от своего горя, боли, непонимания, бесчувствия, которые выпали на его долю.
Вы должны утешить ребенка, даже если он сам виноват и его наказали за непослушание или проявление злобы. После того как ребенок успокоится, следует поразмышлять и попытаться проанализировать, так ли страшно то, что натворил ваш ребенок, что заставило его быть таким непослушным или даже жестоким. Подумайте, не ваше ли поведение или поведение окружающих людей подтолкнуло или вынудило его так поступить.
Ни один ребенок не зол от природы. Его делает злым и жестоким окружающая среда. Конечно, это не значит, что в детях изначально заложена какая–то моральная сущность. Совсем напротив, дети, как выяснил знаменитый врач Зигмунд Фрейд, вообще не имеют никакого представления о морали. Ребенок в первый год жизни следует только своим естественным побуждениям. Должно пройти довольно много времени, прежде чем он научится сам контролировать свои поступки и порывы, другими словами, приспособится к окружающей его обстановке. Для ребенка это трудная и длительная работа. Вы можете судить об этом хотя бы по тому, как долго ребенок учится ходить или, например, соблюдать опрятность и пользоваться горшком. И дело тут вовсе не в том, что он не хочет этому научиться. Он прилагает все силы, потому что уже понял, чего от него хотят, но не может ускорить процесс. Приказами или наказаниями вы только собьете его с толку и запутаете, а процесс адаптации замедлится. Ранее уже отмечалось, что полезнее в нужный момент похвалить ребенка и подбодрить его.
Вопреки мнению некоторых отцов ребенок не должен «закаляться в трудностях», «привыкнуть к дисциплине», «наказываться за дело». Он закаляется и становится выносливым, если рядом с ним — любящая ласковая мать и умный отец, незаметно направляющие ребенка. Тоща он сам по себе привыкнет к дисциплинированному поведению без всяких наказаний. Если ребенка не сбивать с толку различными приказами и постоянными одергиваниями, не держать в постоянном напряжении, то он естественным путем приходит к выводу, что следует во всем соблюдать порядок. И любой беспорядок, неаккуратность и небрежное отношение к вещам, если только они не стали следствием его «исследовательской» деятельности и удовлетворения жажды знаний, станут для него неприемлемы.