Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 1)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456789101112131415

Уверенность через размеренность, требования и их границы


Изменения вносят волнения

Все обучающие процессы протекают успешно и оптимально, если происходят размеренно и равномерно. Это вызвано тем, что в раннем возрасте любое изменение в окружающей обстановке значительно нарушает воспитательный и познавательный процессы. По мнению специалистов по дошкольному воспитанию и образованию, важно, чтобы у ребенка были: своя кровать, стоящая на постоянном месте; постоянное место за обеденным столом; игровой уголок тоже в одном и том же месте.

Дети в возрасте 2 — 3 лет изо всех сил сопротивляются, и вполне справедливо, любым изменениям. Если мать во время ежедневной прогулки, которая совершается всегда в одно время и по привычному маршруту, вздумает вдруг перейти на противоположную сторону улицы, ребенок протестует.

Встречаются женщины, которые любят переставлять в доме мебель. В любом случае обстановка в детской комнате ради нормального развития ребенка должна оставаться постоянной. Если и задуманы в ней какие–то перемены, нужно делать их постепенно. Например, мать думает: «Ребенку уже мала старая кроватка, нужно купить ему новую, а заодно и обставить по–новому всю детскую комнату». Это неправильно. Кроватку, конечно, нужно сменить, раз она стала мала, но вся остальная обстановка детской комнаты должна остаться прежней. Если вы поставите новую кроватку на старое место, то ребенок не так остро почувствует изменения.

У каждого ребенка наступает определенный период, когда он становится фанатичным борцом за порядок. Это же относится к гигиеническим процедурам и стремлению к опрятности. Если вы не отобьете у ребенка эти желания одергиванием, поучениями или неприятными ощущениями, причиняемыми ему, например, во время мытья, то у ребенка само собой разовьется, а под воздействием примера родителей и закрепится стремление к порядку. Однако такой период в жизни ребенка довольно ограничен по времени, поэтому нужно исподволь поддерживать такое желание. Вы должны понимать, что навыки опрятности прививаются не без некоторых неудобств: ребенок может разбросать игрушки, разбрызгать воду из ванны, открыть во всю мощь водопроводные краны, рвать книги и т.д. Таким образом ребенок осознает свою силу и власть над вещами и проверяет ее на деле. Он рисует на стенах, потому что хочет сделать их красивее. Он пытается выскользнуть за пределы комнаты и квартиры, потому что не может найти в них ничего для себя нового, а за стенами дома так много заманчивого и неисследованного. У ребенка долго отсутствует ощущение времени, даже когда он станет старше, он может не прийти точно к обеду, хотя перед прогулкой торопливо и торжественно клялся, что придет минута в минуту.

Впрочем, ребенок хочет уразуметь, что от него требуют, он стремится осознать мерки своего поведения и повиновения.

Вы не должны, следуя неверно понимаемому методу антиавторйтарного воспитания, позволять ребенку делать все, что взбредет ему в голову. Вы должны помочь ему сориентироваться и определиться. Если не прийти ему на помощь, то он постоянными приставаниями выведет вас из терпения. Ребенок хочет научиться от родителей, как следует вести себя. Он хочет подражать вам, что собственно постоянно и делает. Но он не хочет, чтобы его принуждали что–то делать, когда он сосредоточился на чем–то другом. Ребенок с благодарностью принимает и впитывает помощь и содействие, если они исходят от отца с матерью и максимально совпадают с его интересами в данную минуту. В это время нельзя отнимать его игрушку (что бы под этим ни подразумевалось), даже если вы хотите продемонстрировать, как это лучше сделать. Никогда не говорите ребенку, даже если он, по вашему мнению, проявляет неловкость или поступает неправильно: «Пойди–ка сюда, я покажу тебе, как нужно делать!» Предоставьте ребенку самому докопаться до правильного решения, чтобы приобрести свой собственный опыт методом проб и ошибок. Покажите ему, как нужно сделать правильно, если он, так и не найдя выхода, подойдет к вам и, протягивая игрушку, скажет: «Покажи, пожалуйста, как это делается!»

К своему удивлению вы обнаружите, что ваш ребенок прекрасно осознает, когда его ограничивают в чем–то, безропотно воспринимает это и разбирается, что он сделал плохого.

Вы не должны откладывать наказание или порицание на длительное время, да еще и угрожать: «Ну, подожди, вот придет отец домой!..» и т.п. У ребенка иное чувство времени, чем у взрослых, и все, о чем ему говорят, относит к происходящему сию минуту. Если вы сказали ребенку о его плохом поведении и он сразу исправился, то нужно сразу же похвалить ребенка. Именно поэтому нельзя наказывать ребенка, если он, например, испортил ваше лучшее платье и это обнаружилось спустя некоторое время. Несмотря на ваше негодование, ребенок и не вспомнит о том, что он наделал, не сознавая, за что его ругают. Он связывает наказание с самим фактом обнаружения злополучного платья, воспринимая его как причину наказания.

Если подобные сцены повторяются часто, да еще и со все возрастающей строгостью и ужесточением наказания, то ребенок прежде всего начинает опасаться любого обнаружения проделки. В конце концов это приводит к тому, что многие взрослые придерживаются излюбленного правила: «Самое главное, чтобы все было шито–крыто!».


« Предыдущая Следующая »