Вернуться к списку литературы


РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 6 (Часть 2)

Теодор Хелльбрюгге,

Герхард Дёринг


123456

Улучшение жизненных условий несет опасности

Предупреждение несчастных случаев


Детские врачи обеспокоены большим количеством несчастных случаев, происходящих с детьми в последние годы. Грудные дети и дети раннего возраста получают в основном бытовые травмы дома. Детей раннего возраста опасность подстерегает на игровой площадке. Для школьников опасным местом стала школа. Подростки получают в основном травмы в результате дорожно–транспортных происшествий и при занятиях спортом.

Если взрослые хотят предупредить несчастные случаи с детьми, они должны помнить, что ребенок — это вовсе не маленький взрослый. Дети на все реагируют иначе, чем взрослые. Они не могут сразу осознать опасность ситуации и спланировать свои действия, не умеют правильно оценивать расстояние. Они не понимают, насколько опасна может быть электрическая розетка. Что такое горячо, они уразумеют только, когда разок обожгут палец. Объяснения того, что лекарствами можно отравиться, их не убеждают.

Большинство несчастных случаев с детьми раннего возраста — это бытовые травмы: ожоги, отравления, падения или опрокидывания тяжелых предметов домашнего обихода и мебели. Самым опасным местом в доме является кухня. На втором месте — ванная комната и погреб или подвал. В ванной комнате обычно находится домашняя аптечка, в кухне ребенок может обнаружить и чистящие средства, и бутылочки с уксусом и другими приправами. При отравлении медикаментами определенную роль играет симпатия детей к некоторым цветам. Как правило, дети не трогают таблетки и пилюли желтого цвета, поэтому было бы желательно, чтобы все таблетки и пилюли выпускались желтого цвета. Недостаток у ребенка игрушек влечет еще одну опасность. Ребенок заменяет игрушки другими предметами, из тех, что его окружают. Особенно привлекательны и опасны для ребенка небольшие округлые предметы: шарики, монеты, пуговицы, ключи, земляные орехи, косточки от вишен и т.п. Ребенок без раздумья отправляет их в рот. И часто они застревают в органах дыхания. Удаление таких инородных тел тем труднее, чем они меньше и чем у них более округлая форма. Поэтому нередко они вызывают механическое удушение. При попадании таких предметов в желудочно–кишечный тракт все заканчивается почти всегда благополучно.

Время от времени осматривайте внимательно свое жилище, чтобы убедиться, что в нем нет никаких источников опасности для ребенка. Посмотрите на кухню, ванную комнату и жилые комнаты глазами своего маленького любознательного ребенка.

Подумайте, до каких опасных вещей он может уже дотянуться, не забывая, что он может придвинуть и стул. Спрячьте все, что опасно или может стать таковым. Отгородите входную дверь. Соорудите на лестнице ограждения и перила. В раннем возрасте ребенок воспринимает какое–либо ограничение пространства как запрет. Только позже он начнет предпринимать попытки, в том числе и с применением вспомогательных средств, чтобы преодолеть любое заграждение. Учтите, что если ребенку постоянно напоминать об опасных ситуациях или предметах, то этим только в большей степени привлекается его внимание к ним и усиливается опасность.

Не упустите из виду, что, научившись ползать и вставать на ножки, ребенок может легко выпасть из кроватки, поэтому укрепите решетчатые боковины. При необходимости можно к кроватке пристегнуть ремни безопасности.

Пеленальный стол становится очень опасным для малыша старше 9 месяцев, когда он начинает переворачиваться. Переодевайте лучше ребенка на софе или диване.

Дабы уберечь ребенка от отравления, спрячьте в недоступное для ребенка место все чистящие и моющие средства, уксусную эссенцию и т.п. К сожалению, на многих опасных для ребенка бутылочках, коробочках и тюбиках очень яркие этикетки, дети хватают их, полагая, что это лимонад или какое–нибудь лакомство.

Приложите все усилия, чтобы обезопасить детскую площадку, где играет ваш ребенок. Любой острый край на песочнице, твердое покрытие на площадке может вызвать тяжелые повреждения у ребенка. Надежная защита при падении — песчаная поверхность игровой площадки, особенно там, где стоят всевозможные качели, лесенки и т.п.

Особое внимание обратите на спортивные снаряды, на которых самостоятельно упражняются дети: турники, рукоходы, бетонные трубы для забав и т.п. — и примите надлежащие меры безопасности.

Несчастные случаи, происходящие в школе, а также на пути из школы и в школу, гораздо опаснее, чем можно было бы подумать.

Самое опасное место — это спортивный зал и не в последнюю очередь потому, что многие дети вынуждены заниматься на спортивных снарядах, которые им не подходят (например, по росту). На втором месте стоят несчастные случаи, происходящие с детьми на школьном дворе. Классные помещения тоже достаточно опасны: большинство травм происходит во время перемен.

Дорога домой из школы гораздо опаснее, чем дорога в школу. Чтобы предупредить несчастные случаи, рекомендуется укрепить все непрочно стоящие качели, лесенки и другие элементы на детских площадках. Около высоких деревьев, стен и оград на школьном дворе нужно насыпать слой песка или же сделать их недоступными для лазанья. Естественную потребность ребенка в движении, беге и потасовках нужно направлять в безопасное русло: давать хорошую нагрузку на занятиях физкультурой, проводить небольшую гимнастику между уроками и т.д.

Наиболее тяжелые травмы дети получают в дорожно–транспортных происшествиях. Замечено, что дошкольники преимущественно получают травмы, будучи пассажирами в автомобиле или на велосипеде; 4 — 7–летних детей прежде всего сбивают транспортные средства на дороге; 8 — 14–летние мальчики получают травмы при езде на велосипеде. Мальчики в 2 раза чаще становятся потерпевшими в дорожно–транспортных происшествиях, чем девочки.

К сожалению, у детей нет врожденного чувства опасности, которое бы проявлялось на дороге. Следует как можно раньше внушить своему ребенку, какая опасность подстерегает его на дороге. Как только он научится ходить, объясните ему, что переходить улицу можно только в местах для переходов по «зебре» и только на зеленый свет светофора.

Приучите ребенка переходить дорогу медленно, внимательно смотря по сторонам, сначала налево, затем направо. Объясните ребенку, почему нельзя перебегать улицу в неустановленном месте: можно споткнуться и упасть. Тогда и может случиться несчастье. Втолкуйте ему, что никогда нельзя пытаться перебегать улицу на желтый свет.

Если ребенок направляется на игровую площадку и хочет взять с собой мяч, то следует положить мяч в сетку, чтобы ребенок не поддался соблазну начать игру с мячом по дороге. Еще лучше будет, если вы сами доведете его до площадки.

Было бы неправильно как можно дольше удерживать ребенка подальше от улицы и дороги. Рано или поздно ему придется оказаться там одному, и он должен суметь сориентироваться в непривычной ситуации. Ребенок должен крепко усвоить, благодаря вашим наставлениям, как следует вести себя на улице и на дороге.

После длительного подготовительного этапа германская служба дорожного движения основала Детский клуб дорожного движения. Дети, являющиеся членами этого клуба, имеют удостоверение и значок клуба, на котором изображена белочка–полицейский — регулировщик уличного движения. Членам клуба с интервалом в 1 год посылают соответствующие их возрасту руководства, пособия и программу упражнений, с помощью которых они могут дома самостоятельно изучить различные дорожные ситуации, разобраться, чем отличается поведение на пешеходных дорогах и на транспортных трассах. Дети вместе с родителями выполняют задания, получая таким образом прочные навыки правильного поведения на дороге.

Такая система раннего воспитания навыков правильного поведения на дороге хорошо зарекомендовала себя в Норвегии, Швеции и Дании. В этих странах подобные детские клубы дорожного движения существуют уже 10 лет. Как успешный результат такого раннего обучения можно рассматривать тот факт, что в Норвегии число дорожно–транспортных происшествий, в которых пострадали дети, снизилось на 30%. В городах, где есть подобный клуб, риск дорожных аварий ниже на 40% по сравнению с городами, в которых нет такого клуба.

Если мы действительно хотим помочь нашим детям, идея создания детских клубов дорожного движения должна распространяться все больше.

Важнейшая заповедь при привитии навыков правильного поведения на улице и на дороге, как и во всем остальном, — показывайте правильный пример своим детям. Не переходите улицу на красный свет светофора. Самое действенное влияние на то, что правила дорожного движения войдут в кровь и плоть ребенка, могут оказать родители, показывая ему правильный пример.


Следующая »