• Игры для самых маленьких


• Настольные


• Реверси



Игры для самых маленьких


Стаканчики.

Игра на развитие внимания.


Берем два пластиковых стаканчика и какую–нибудь небольшую игрушку, такую, чтобы легко помещалась под стаканчиком. На глазах у малыша прячем игрушку под стаканчик, и несколько раз не спеша, меняем стаканчики местами, так чтобы малыш мог следить глазами за движениями рук, затем предлагаем ребенку отгадать, где игрушка.


Кого не хватает?

Игра на развитие памяти.

Для игры потребуется три игрушки примерно одинакового размера, игрушки должны быть хорошо знакомы ребенку, и иметь свои имена. (Имя игрушки ребенок должен уметь произносить на «своем языке», хотя бы один звук). Закройте глаза малышу и спрячьте одну из игрушек, а ребенок должен сказать, какой игрушки не хватает.

В игре возможен вариант, когда вы просто переставляете игрушки местами.

С возрастом можно увеличивать количество игрушек «участвующих» в игре (к 5 годам до 20 и более), также увеличивать количество «пропадающих» (к 5 годам 2 – 3). Еще раз напомню, что речь идет только о хорошо знакомых игрушках.


Первый развивающий конструктор.

Изучение фигур и цветов. Развитие памяти, внимания, воображения и мелкой моторики.

Простейший развивающий конструктор легко сделать своими руками. Для этого нам потребуется плотный цветной картон (желательно цветной с двух сторон), для ребенка 1,5 – 2 выбираем четыре цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Вырезаем из картона геометрические фигуры: треугольники, квадраты и круги, размером 4 – 5 см, по несколько 3 — 6 каждого цвета. Все! Простейший развивающий конструктор готов. Эти нехитрые цветные фигурки станут хорошим пособием для развития памяти, внимания, воображения и мелкой моторики.

Рассмотрим основные направления игры с конструктором.


1. Изучение цветов.

Сформируйте из фигур группы по цветам. Объясняйте малышу, что это синий цвет, синий как рубашка, игрушка. Это цвет красный как ягодка, как чашка, а этот зеленый и т.д. Приводите много примеров, показывайте предметы похожего цвета, повторяйте название цвета. Затем перемешайте все фигурки и возьмите одну (например, красную), попросите найти такие красные (постоянно выделяйте голосом название цвета, это облегчит ребенку запоминание), затем проделайте тоже с другими цветами. Если ваш малыш плохо разбирается в цветах, то в первое занятие он может не понять, что вы хотите от него. Это не повод для огорчений. Продолжайте занятия, но не перегружайте ребенка. Для начала занятия можно проводить в течении 5 – 7 минут.

Конечная цель занятий — устойчивое знание четырех цветов: красного, желтого, зеленого и синего.


2. Изучение геометрических фигур.

Сформируйте группы по фигурам. Объясняете малышу, что это кружки, это треугольники, а это квадраты. Рассказывайте о каждой фигуре. Находите аналогии. Задавайте вопросы. Что похоже на кружки? Часы, тарелка. А на квадраты? Телевизор, окно и т.д.

Конечная цель занятий — добиться того, чтобы ребенок мог сам выбрать из набора фигур ту, которую вы ему покажите. Малыш не обязательно должен уметь говорить названия фигур, просто он должен понимать, что вы просите и находить такую фигуру.


3. Подобие образов.

Попробуйте собирать из этих разноцветных фигурок какие–нибудь образы. Например: квадратик с треугольником — домик с крышей, два квадратика и под ними два кружочка — машина с колесами, треугольник углом вверх и над ним кружок — девочка в платье. Можно придумать множество образов. Главное, чтобы эти образы были знакомы малышу. Когда ребенок привыкнет к игре, можно собирать целые композиции. Например, можно рассказывать: «Это ты (называйте малыша по имени). Это я называйте себя мама, бабушка). Это песочница. Мы гуляем. Ты играешь в песочке».

Конечная цель занятий — ребенок должен понимать образы, которые вы собираете, и должен сам придумывать простейшие образы.


При игре в конструктор, как со всеми развивающими играми, очень важно не перегружать ребенка. Выбирайте только один вариант игры. Время игры нужно ограничить 5 — 7 минутами. Малыш в возрасте 1,5 лет может отрицательно отнестись к игре, раскидать фигурки или попытаться их сесть. В таком случае уберите игру и вернитесь к ней через пару недель, за это время малыш забудет свое отрицательное впечатление. Не ждите от ребенка результатов сразу. Продолжайте занятия.

Заложив ребенку понятия о цветах и фигурах, вы сделаете первый шаг к развитию абстрактного мышления.


Поиски «сокровищ»

Развитие мелкой моторики.

Берем глубокую миску или маленький тазик, засыпаем в него гречку или чечевицу, затем прячем в крупу «сокровища». В роли сокровищ могут выступать маленькие игрушки, конфетки, для детей постарше (3 – 4 года) можно использовать фасоль.

Ребенок должен ручками найти в крупе спрятанные предметы.

Важно расположить миску с сокровищами так, чтобы ребенок не задирал руки вверх. Например, хорошо поставить миску на пол, а малыша посадить рядом. Предметы, используемые как сокровища, должны быть твердыми, маленькими (полностью погружаться в крупу), и безопасными в смысле того, что ребенок может пораниться или застрять пальчиком в каком–нибудь отверстии.

Очень важно, проводить игру только с тем малышом, который не пытается все съесть. Иначе игра может закончится неприятностями.

Такую простую игру легко можно модифицировать и дополнять. Например, можно прятать предметы не в крупе, а в воде. Вода прозрачная, но для маленького ребенка это несущественно, а для более старшего можно завязывать глаза и просить определить на ощупь, какой это предмет. Конечно в этом случае все предметы и игрушки должны быть хорошо знакомы ребенку.

Можно складывать «сокровища» в мешочек и ребенок должен определить на ощупь, что он взял, сказать что это, затем достать и проверить. «Поиски сокровищ» в этом случае желательно проводить поочередно правой и левой ручкой.

Можно использовать картонную коробку, с двумя дырками для двух ручек. Преимуществом коробки перед мешочком, является то, что развиваются сразу две ручки.

Попробуйте параллельно изучать счет. Сколько игрушек прячем? Один, два, три. Сколько ты нашел? Один, два. Одной не хватает. Где еще?

Помните, развитие ручек напрямую связано с развитием речи. Во время игры разговаривайте с ребенком, рассказывайте стишки, поговорки, вспоминайте, что вы делали сегодня утром и т.д.

Игра развивает моторику, постоянное ощупывание твердых предметов служит массажем для пальчиков и ладошек. Погружение ручек в крупу или воду дает ребенку новое ощущение. Интересна также, встреча дух ручек в коробке. Ребенок стремиться познать все новое и игра способна увлечь малыша на какое–то время.


Рисование на муке.

Развитие моторики и воображения.

Посадите ребенка за чистый стол, насыпьте немного муки. Пусть малыш пальчиками возиться в муке и что–нибудь рисует. Покажите сами, что можно нарисовать. Нарисуйте круг, пусть это будет колобок, или что–нибудь в этом духе. Рассказывайте и объясняйте ребенку, что можно нарисовать еще.

Такая не сложная игра обладает большим достоинством. Проводить ее можно с ребенком, который постоянно пытается попробовать все на вкус, ведь мука безопасна даже для детей с повышенной аллергической реакцией. Попробуйте проводить эту игру во время еды. Малыш занимается мукой, а вы кормлением малыша, и на счет одежды расстраиваться не нужно. Все равно после еды приходится переодеваться и мыть пол.


Вазочка собственными руками.

Развитие воображения, моторики, внимания.

Для начала потребуется создать заготовку. Возьмите пластиковую бутылочку небольшого объема (0,25 — 0,33 л). Облепите ее тонким слоем пластилина (3 – 4 мм). Заготовка готова.

Теперь предложите ребенку украсить вазочку. Для украшения подойдут любые мелкие детали: пуговицы, камушки и т.д. Хорошо продумать целую программу: «Мы пойдем гулять, соберем в песочнице камушки и ракушки, а потом ты украсишь ими вазочку». Ребенку понравиться такая игра. Самому собирать камушки и украшать ими вазочку, это очень увлекательно и развивает у ребенка самостоятельность.

Вдавливая в пластилин камушки, ракушки или пуговицы, ребенок массирует и развивает пальчики.

Когда вазочка будет готова, обязательно используйте ее. Налейте воды и поставьте в вазу букетик цветов. Ребенок должен видеть, результат своего труда, должен знать, что другие ценят его работу.

Почему нужно брать бутылку маленького объема? Потому, что у большой бутылки, большая поверхность и ее тяжело украсить, ребенку надоест, и он бросит это занятие. В результате у ребенка пошатнется уверенность в себе, а недоделанная работа приучит не доводить дела до конца.