Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принедлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Конечно реверси – игра очень известная. Сегодня в реверси играют даже на обычных мобильных телефонах. Но мы не пытаемся открыть что–либо неизвестное, мы просто предлагаем вам еще одну увлекательную настольную игру, в которую можно играть со своим ребенком.
Правила игры простые, что делает игру доступной даже детям 4 – 5 лет. Процесс игры очень динамичен и увлекателен. В ходе игры у ребенка развивается математическое мышление, память, внимание. Ребенок учиться просчитывать и планировать свои действия на несколько ходов вперед.
Игра реверси завоевала широкую популярность во многих странах. В США она занимает второе место после шахмат, а в Японии – второе место после го.
Инвентарь:
Для игры потребуется доска 8X8 и 64 фишки, одна сторона которых окрашена в белый цвет, а другая в черный. В фирменном комплекте, выпускаемом в ряде стран и называемом «Отелло», доска обтянута зеленым сукном, как в бильярде, и разделена на 64 клетки. Можно использовать обычную шахматную доску. Фишки можно изготовить, приклеив друг к другу белые и черные шашки, можно взять 64 одноцветные пуговицы и покрасить одну их сторону в другой цвет. Распределяются они между игроками поровну, по 32 каждому. Играющий белыми выставляет их белой стороной вверх, а играющий черными – черной. В отличие от шахмат и шашек начинают черные.
Правила игры:
В начале игры обе стороны ставят в центр доски по две фишки, как показано на рис. 1. Далее игроки ходят по очереди, выставляя фишки на свободные поля доски, обязательно рядом с фишками противоположного цвета по вертикали, горизонтали или диагонали. Фишка должна быть поставлена таким образом, чтобы вместе с какой–нибудь фишкой того же цвета окаймлять одну или несколько фишек противника. Попав в окружение, фишки противника становятся трофеем, но не снимаются с доски, а переворачиваются другой стороной, меняя свой цвет.
Если игрок не может сделать ход по правилам, то он пропускает его. Игра продолжается до тех пор, пока либо не заполнятся все 64 поля доски, либо ни один из игроков не сможет сделать ход. По окончании партии производится подсчет белых и черных фишек: чьих на доске больше, тот и выиграл (конечно, если в какой–то момент у одного игрока оказываются «съедены» все фишки, он проиграл).
Если очередным ходом захватывается сразу несколько рядов неприятельских фишек, то все они меняют цвет. Максимальное число фишек, которые могут быть перевернуты за один ход, равно 19. На рис. 2 ходом е5 черные при помощи своих восьми фишек захватывают все 19 фишек противника, и партия сразу заканчивается. Однако не надо забывать, что ситуация приведенная на рис. 2 является чисто теоретической и в практике игры сложиться не может так как, поле е5 занято с самого начала игры (см. рис. 1).
Тактика игры:
В отличие от шахмат, где исход, как правило, определяется материальным перевесом, в реверси игрок, обладающим большим числом фишек, может тут же оказаться у разбитого корыта. В позиции на рис. 3 белым как будто в пору сдаваться – у них всего одна фишка против 54 фишек партнера! Тем не менее они быстро выигрывают. После хода белых а8 все черные фишки по линии «а» переворачиваются и меняют цвет. Черные вынуждены пропустить ход, после чего белые одну за другой ставят свои фишки по вертикали «h», всякий раз захватывая соответствующую горизонталь доски. Через восемь ходов вся она окрашивается в белый цвет, и белые выигрывают с рекордным счетом 64 : 0!
Очевидно, фишку противника, расположенную в центре доски, захватить проще, чем на краю. Поэтому надо стремиться занимать края доски и препятствовать в этом противнику. Особенно выгоден захват угловых полей. Попавшие на них фишки нельзя окружить, и они уже не могут быть перевернуты. Тот, кто первым занимает угол, обычно получает серьезное преимущество. Оба приведенных нами примера иллюстрируют силу угловых фишек.
Опытные игроки в дебюте партии ведут борьбу в центре доски – в квадрате с3–с6–f6–f3, чтобы раньше времени не выпустить противника на край. В конце концов фишки начинают появляться на границе доски, и требуется немалое искусство, чтобы не пропустить противника в угол. К концу партии вариантов становится меньше, и удается просчитывать их на много ходов вперед. Здесь уже захват противником углов не так опасен.