…кому дорого здоровье детей, тот не должен поддерживать идею коллективного воспитания.
Теодор Хелльбрюгге, Герхард Дёринг
Прогулка с ребенком 1,5-4 лет. Часть 1. Лето.
В начале немного общей информации. Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе гораздо больше, чем организм взрослого человека. Во-вторых, на прогулке ребенок узнает что-то новое, дети очень любознательны и постоянно нуждаются в новой информации, это развивает память и мышление. В-третьих, прогулки закаляют организм ребенка и повышают иммунитет. Желательно гулять с ребенком 3-4 часа в день.
Длительность прогулки и настроение во время нее зависят от того, что вы берете с собой и чем занимаетесь. Что нужно взять на летнюю прогулку? Помимо формочек для песка, совка, мячика и других игрушек, нужно взять йод или зеленку, бутылку воды или сока для питья, панамку для защиты от солнца, влажные салфетки, немного конфет, печенье или булочку. Летняя прогулка должна быть максимально длинной и по этому еде и питью нужно уделить особое внимание. Маленький ребенок, если он увлечен игрой, не может сам определить, что ему захотелось есть или пить, просто он начинает капризничать.
С ребенком на прогулке нужно играть, разговаривать, заострять его внимание на интересных объектах. Помните, ребенку очень сложно придумать занятие себе самостоятельно. Чем занять малыша на прогулке? Самая любимая игра всех детей на улице это игра в песке. Конечно, идеально для игры подходит чистый, крупнозернистый песок. Игра в песке развивает пальчики, контакт ручек с песком вызывает не обычное ощущение, которое нравиться детям. Но найти в современном городе песочницу, не облюбованную нашими четвероногими друзьями довольно сложно. Если вы живете в частном доме, обязательно соорудите для своего ребенка песочницу. Чем еще можно занять ребенка на прогулке? Чем угодно. Ребенку будет интересно все. Расскажите о цветах, травах, кустах и деревьях. Обратите внимание на форму листочков, расскажите о названиях растений. Рассказывайте про птиц, животных и насекомых которых вы видите. Рассказывать лучше всего по дороге от дома до места прогулки и обратно. В играх детей могут заинтересовать самые различные предметы, которые для взрослого человека не имеют никакой ценности.
Помимо обычных игр, таких как катание с горки, качание на качелях, можно придумать свою игру, например «поиск сокровищ», за сокровища сойдут любые камушки, палочки, блестящие предметы. Ребенка очень увлечет поиск. Найденные предметы можно использовать для дальнейшей игры. «Сокровища» нельзя выкидывать сразу, это результат труда вашего ребенка, придется потаскать их в сумке некоторое время и избавиться от них тайно. Вообще детям очень интересны предметы, которые они добыли самостоятельно. Какая-нибудь палка, найденная в кустах, может стать чуть ли не самой любимой игрушкой. Более того, такой предмет имеет ценность и в глазах других детей, они могут устроить потасовку из-за этой палки, хотя рядом полно таких же. Не нужно запрещать ребенку брать домой предмеры найденные на улице, конечно если это не вредно. Предметы, принесенные с улицы, повышают радость от прогулки, ведь ребенок приобретает свою собственность. Все игрушки, которые у него есть, покупаете вы, а куча камешков с улицы это его собственная добыча. Здесь уместно начать учить ребенка способу договариваться, то есть: «мы берем домой эти камушки, но лежать они будут только рядом с дверью в коридоре».
Чтобы ребенку было интересно, нужно постоянно переключать его внимание с одного объекта на другой. Например, после игры в песке, где было много малышей, отведите ребенка в сторону, чтобы ему никто не мешал, и порисуйте мелками, затем покачайте его на качелях и т.д.
Во время прогулки не притесняйте инициативу ребенка. Ваш ребенок наверняка имеет любимую игру, например, прятки, ходьба вверх – вниз по лестнице или что-то еще. Эта любимая игра не всегда совпадает с вашими планами, но в данном случае вам нужно уступить. Интерес, который ребенок проявляет к той или иной игре, формирует его будущие способности, не пытайтесь привлечь малыша к игре, которая ему не нравиться из соображения, что в нее играют все другие дети.
Прогулка с ребенком 1,5-4 лет. Часть 2. Осень.
Осень – унылая пора, но это не повод отказываться от прогулок на свежем воздухе. Если вы живете в большом городе, помните, что в сырую, безветренную погоду в воздухе скапливается большое количество ядовитых веществ, по этому нужно избегать во время прогулки оживленных улиц. Собираясь на осеннюю прогулку, нужно обратить внимание на одежду ребенка. Сырой, холодный воздух проникает под одежду. Отдавайте предпочтение натуральному трикотажу, он создает теплую воздушную прослойку и впитывает пот, благодаря чему ребенок остается в тепле и сухости. На ноги лучше одевать высокие ботиночки, они закроют ножку, даже если малыш наступит в лужу. Ботиночки должны иметь запас, чтобы не мешать циркуляции крови в ступнях. После лета малышу не удобно ходить в ботинках, по этому он может спотыкаться. Осенью, впрочем как и в другие прохладные времена года, штанишки лучше одевать на лямках, если одеть малышу брюки на поясе, то они будут все время сползать и раскрывать спину. Не спешите сразу надевать варежки или перчатки. Для маленьких детей очень важно все потрогать, лучше выходить из дома с голыми руками, а через некоторое время надеть перчатки. Перчаток и варежек на прогулку нужно брать 4-5 пар, потому что при нормальной детской активности они очень быстро пачкаются и намокают. Возьмите с собой также что-нибудь в качестве подстилки, на случай если ребенок захочет покататься на качелях, или посидеть на скамейке. На холодное время года всегда нужно запасать несколько комплектов одежды и обуви, ведь она промокает и пачкается все время и может не успевать высыхать от одной прогулки до другой. Еще возьмите с собой гигиеническую помаду, дети часто облизывают губы, помада поможет избежать шелушения.
Чем заниматься на осенней прогулке? Все тем же. Расскажите о том, что наступила осень, что листья пожелтели и опадают, что птицы улетают на юг и тому подобное. Очевидные для вас вещи, для ребенка могут быть очень интересны. Помимо привычных занятий во время прогулки, можно придумать непосредственно осенние игры. Почти все дети обожают возиться в лужах, для них увлекательно водить палкой по луже, или бросать в нее веточки или камни. Не запрещайте ребенку играть в луже, если он промокнет, то не надо за это ругать, нужно просто идти домой переодеваться. Что делать если ребенок любит ходить по лужам? Перехватите инициативу, найдите для него подходящую лужу, то есть на асфальте и не глубокую. Помните, что ребенок если и сядет в лужу, то не для того, чтобы вас расстроить, ему просто интересно узнать, что будет, возможно малыш просто вспомнил, как купается дома в ванной, и ему захотелось искупаться в луже, в любом случае он это делает просто из любопытства.
Одним из самых неповторимых моментов осенней прогулки, станет конечно сбор опавших листьев. Соберите вместе букет из красивых листьев. Ребенку очень понравится, если вы возьмете его домой.
Осенью, да и весной, во время прогулки для родителей существует соблазн не выпускать ребенка из коляски, чтобы он не промок и не испачкал одежду. Так поступать категорически нельзя. Для нормального развития ребенок должен двигаться.
Прогулка с ребенком 1,5-4 лет. Часть 3. Зима.
Зима это отличное время для прогулок. Что одеваем? Зимой на ребенка одевается много одежды, поэтому старайтесь одевать малыша, так, чтобы одежда не стесняла его движений. Сегодня магазины и рынки представляют огромный выбор зимней детской одежды, на любой вкус и кошелек. Хочу добавить только то, что для детей, которые научились самостоятельно ходить, нужно покупать раздельные комплекты, состоящие из куртки и штанишек на лямках, потому что слитный комбинезон не удобен, если малыш захочет сесть на корточки, он будет натягиваться на спине и сковывать движения. Гораздо сложней обстоят дела с обувью. Подобрать хорошую обувь настоящая проблема. Зимняя детская обувь должна защищать от холода, препятствовать попаданию снега внутрь, не сковывать движений, не мешать кровообращению в ножках, не промокать, не способствовать потению. Самым уязвимым местом в зимней обуви является подошва, именно через нее проникает холод. При покупке обуви обязательно обращайте внимание на толщину подошвы. Собираясь на зимнюю прогулку, во избежание обморожения, смажьте щеки и нос ребенка тонким слоем жира, именно жиром, а не кремом. Это делается, потому что дети дышат гораздо чаще, чем взрослые, выдыхаемый воздух превращается в пар и оседает на лице малыша водой, вода на морозе начинает замерзать. Крем не подходит, во всех кремах содержится вода. Как уже упоминалось в предыдущей части, возьмите с собой гигиеническую помаду, несколько носовых платков, множество варежек и перчаток. Кстати, не используйте варежки на резинках. Варежки быстро промокают и их нужно менять, а если они на резинке, то мокрую варежку нужно протащить за спиной малыша, чтобы снять.
Помните, что дети плохо контролируют сигналы своего организма. Малыш может замерзнуть сидя в санках или коляске и совершенно этого не заметить. На прогулке, ребенок должен двигаться. Особенно это относиться к катанию на санках. Действуйте по принципу: «любишь кататься, люби и саночки возить».
Зимой есть множество способов занять ребенка на улице, это санки, катание с горок, игра в снежки, из снега можно слепить снеговика, построить крепость и многое другое. Не стоит даже перечислять все зимние игры. Для ребенка зимняя прогулка предоставляет возможность полной свободы. Снег скрывает всю грязь, а зимняя одежда предотвращает ушибы. Детям очень нравится возиться в снегу, ползать на четвереньках и даже просто валятся на нем. Снег это материал, из которого можно делать что угодно, заинтересуйте ребенка, предложите лепить из снега зверей. Например, если снежный ком утыкать веточками, то будет ежик. С детьми постарше можно сделать снеговика. Игру можно сделать еще интереснее, возьмите с собой гуашь и раскрасьте снеговика.
Прогулка с ребенком 1,5-4 лет. Часть 4. Весна.
Весной, когда начинает сходить снег, нашему взору открывается не привлекательная картина бурной жизнедеятельности людей и животных. Просто шагу ступить некуда. Но просидеть дома всю весну, нельзя и вредно.
В целом весенняя прогулка во многом схожа с осенней. Обратите внимание только на некоторые особенности. Например, резкий перепад температуры. Вы, стоя на асфальте, под лучами солнца, можете чувствовать тепло, а малыш, играя тут же, но на снегу и в тени, может замерзнуть. Также важной особенностью весенней прогулки является солнце, только под действием солнечных лучей в организме вырабатывается витамин Д, способствующий усвоению кальция. После долгих зимних месяцев, не упускайте возможности выйти на улицу, пусть лицо и ручки малыша попадут под солнечный свет.
Одним из самых любимых занятий на весенней прогулке станут лужи и ручьи. Детям очень интересно пускать «кораблики», а именно всевозможные палочки в ручьях. Можно устроить гонки между этими «корабликами» и следить, какой из них дальше уплывет. Еще одним увлекательным занятием станет строительство плотины на пути следования ручья.