Общение


Вернуться к списку статей

Игры и общение детей до 3-х лет

Для детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, то есть это занятие, которому ребенок уделяет большее количество времени. Игра в этом возрасте, как работа для взрослого человека. Однако для детей до 3 лет есть одна существенная особенность - они не умеют играть. Да - да, не удивляйтесь. Маленькие дети не умеют играть, их нужно этому научить. Вы должны показать, как играть с игрушками, как строить из кубиков, как ездит машинка и тому подобное. Меленькие дети очень быстро развиваются, их мозг нуждается в постоянном притоке информации, и именно в игре эта информация есть. В игре ребенок двигается, трогает игрушки руками, рассматривает их, продумывает, свои дальнейшие действия. Хорошо, если игра сопровождается еще и проговариванием различных звуков (кошка мяукает, собака лает и другие звуки). Все вместе создает для ребенка мощный поток информации, которая насыщает его мозг. Помните, что малыш в этом возрасте может концентрировать внимание всего на 3-5 минут, после чего требуется переключение на новый источник информации. Дети в игре создают модель мира, каким они его видят, ребенок переносит в игру то, что видит в жизни, это и хорошо и плохо. Хорошо, потому что, игра подготавливает ребенка к жизни, но будьте готовы к тому, что малыш возьмет отвертку и полезет в электрическую розетку, ведь он видел, как папа делал так. Играя с малышом, не забывайте демонстрировать опасности, которые подстерегают его в окружающем мире.

Конечно, если с ребенком не заниматься, не учить его играть, то он, в конце концов, сам найдет для себя занятие, но оно будет не полноценным или даже вредным, например, просмотр телевизора не развивает пальчики рук и не дает тактильных ощущений. Как известно развитие ручек напрямую связано с развитием речи и правописанием, более того, частые и длительные просмотры телевизора вредны для развивающегося, детского организма. Вообще занятия с маленьким ребенком, трудное испытание для родителей. Дети требуют постоянно новых игр, в такой ситуации естественным желанием становиться отправится с ребенком на улицу, где он будет играть с такими же малышами. Помните, доказано, что ребенок в возрасте до 3 лет не нуждается в общении со сверстниками. С психофизиологической точки зрения, это объясняется тем, что дети в этом возрасте стремятся к получению как можно большего объема информации, а сверстники научить ничему не могут, так как сами ничего не знают и не умеют. Более того, постоянное пребывание ребенка в группе сверстников пагубно сказывается на его развитии. Здесь нельзя не вспомнить о детских садиках. Не спешите отдавать ребенка в садик или ясли, если есть возможность, то вообще обойдитесь без садика. Ваш ребенок получит от общения с вами гораздо больше пользы, чем от чужих воспитательниц, большинство детей до трех лет очень сильно привязаны к своей маме. Вы думаете, что отправляя малыша в садик, вы способствуете развитию его самостоятельности. Думаете, что он будет учиться общению с другими детьми? Все часто происходит с точностью до наоборот. Ребенок, оставшись без мамы и вырванный из своего привычного мира, может замкнуться в себе.

Понаблюдайте за игрой маленьких детей в песочнице, они очень редко взаимодействуют друг с другом, в основном каждый играет на своем, отдельном участке. Общение среди них отсутствует, либо выражается в конфликтах. С высоты взрослого, детские конфликты выглядят просто смехотворно, но не забывайте, что для детей они очень серьезные. Кто-то сломал песчаный домик, ваш малыш обижен и плачет. Вы утешаете его: «да, ладно, сделай еще один». Поймите, проблема не в песчаном домике, поломан результат труда. Как вы отнесетесь, например, к ситуации, когда не трезвый бульдозерист на тракторе снесет часть вашего забора, а в ответ скажет: «Да, ладно, сделай еще один»? В детских конфликтах, хоть они и малы, но смысл тот же. Зная характер своего ребенка, старайтесь строить прогулки так, чтобы избегать ненужных конфликтов.