Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принедлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Индивидуальный подход к ребенку
Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого. Однако в воспитании детей с разными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.
Так у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпимость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно.
Воздействие взрослого формирует у ребенка умение сознательно оценивать свои поступки с точки зрения их нравственности.
В воспитании детей другого типа возбудимых, неуравновешенных – родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценить свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть требовательными и терпеливыми. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избегать. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости, можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, вежливости, т.е. тех качеств которых ему не хватает.
Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности.
У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.
С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Если ребенок делает все медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать что-то наперегонки, стараться дать ему ограниченное время для выполнения поручения.
Важно развивать у детей воображение, сообразительность.
Научите ребенка выражать свои чувства: пожалеть, порадоваться за другого, предложить свою помощь. Для этого обращается внимание на эмоциональные проявления взрослых в семье.
В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдается режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.
Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует понимать, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручения будут выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок обращает внимание на мелочи.
У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность.
При посторонних нельзя обращать застенчивости или неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей – им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Если ребенок боится темноты надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпимости и доброжелательности взрослого, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он станет общительным и доверчивым.