Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принедлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Ознакомление с живой природой
Природа своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления, полученные от родной природы в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать дошкольникам воозможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.
Очень важная задача - воспитывать любовь, бережное отношение к природе, преодолеть эгоистичесикий, потребительский подход ко всему живому.
Поэтому на первый план необходимо поставить нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие. В детском саду дети знакомятся с природой и в уголке природы, и на участке.
В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети до 4 лет. Поэтому работу в этом направлении необходимо вести, соблюдая ряд правил:
С чего начать? Начните с себя. Задумайтесь: а как я сам отношусь к природе? Кто я - хозяин природы или равноправная и равноценная частичка ее? Разум человека - что он даёт ему? Право решать и вмешиваться? А может быть, наш развитый разум накладывает на нас огромную ответственность не только за самих себя, но и за все остальное в природе, что слабее, беспомощнее и неразумнее нас?
Большинство изменений и событий в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения. Ни картина, ни рассказ не заменят непосредственного контакта с природой. Проявления природы в каждом сезоне разнообразны и удивительны. Непосредственное общение с природой и восприятие ее детьми происходит на прогулке.
Главная задача воспитателей - донести до своих малышей чувство заинтересованности и сопричастности со всем, что происходит вокруг.
Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающей природы, и через чувства воздействовать на ребенка, приучая к бережливости.
Поэтому важно обращать внимание детей не только на то, что снежинка на ладони тает, но и посмотреть, какая она красивая, имеет различные узоры, формы.
Рассматривая с детьми цветы, деревья, птиц, животных, - всегда подчеркивать их красоту, необычность. Воспитатель должен всем совим видом - речью, мимикой, жестом показать ребенку, как он удивляется, радуется, восторгается красотой природы. В развитии маленьких детей 2-3 лет есть особенность. В этом возрасте детям недоступно понятие "живое существо". Ребёнок даже сверстников в группе воспринимает как "объекты" окружающей обстановки, не говоря уже о животных. А раз растения и животные - это "объекты", то ребёнок будет стремиться исследовать их всеми доступными и известными ему способами. Но это недопустимо проделывать с живыми существами. Поэтому воспитателю необходимо при ознакомлении детей с живыми объектами "держать" детей на некотором расстоянии. Воспитателю нужно постоянно давать образцы поведения: не рвать цветы, листья с деревьев, заботиться о животных. Если на прогулке ребёнок хочет сорвать цветок, то можно это сделать, но при условии, что сначала им нужно полюбоваться, потом не просто выбросить и забыть, а, например, принести в группу и поставить в вазу с водой, или засушить и сделать гербарий или украшение.
В группе очень часто воспитатели организуют уголок природы, где помещают аквариум, цветы, птичек и др. животных.
Растение - это живой организм. Красивым он может быть только при хорошем уходе, который включает в себя целый комплекс специальных условий (освещенность помещения, температура, влажность и т.п.). Поэтому не нужно сажать много растений, лучше немного, но обеспечить при этом хороший уход, желательно, если это будут цветущие растения, с красивыми листьями. Маленькие дети еще вам не помощники, а наблюдатели, но постепенно и они, видя вашу заботу, начинают проявлять желание ухаживать за растением. Поддерживайте это желание!
Если вы в группе хотите поставить аквариум, то рекомендую вам превратить его в "исследовательскую лабораторию".
Насыпьте чистый песок, камешки, заполните его водой, но не заселяйте живыми рыбами. Уже замечено, что дети 2-3 лет не могут просто рассматривать объекты через стекло аквариума, они вылавливают улиток, рыб, рвут траву, бросают в аквариум разные предметы. Поэтому лучше подождать, когда дети подрастут и только тогда запускать в аквариум рыбок. Животных лучше периодически приносить в группу для ознакомления, но не помещать постоянно в живом уголке.
Учите детей любить, щадить природу, любоваться ею. Такое отношение несите детям!